Несвобода, неравенство и панибратство

5 декабря 2022, 00:00
AP PHOTO/ANDREW HARNIK
Миссия Макрона оказалась невыполнимой

Президент Франции Эммануэль Макрон совершил визит в США, где его впервые в качестве главы Белого дома принимал Джо Байден. Визит французского лидера был призван решить гору проблем, накопившуюся в двусторонних отношениях за последние два года. Первую обиду Парижу Вашингтон нанес еще год назад, когда вслед за созданием американцами военно-политического блока AUKUS (имеющего явную антикитайскую направленность) вошедшая в него Австралия разорвала сделку с Францией на поставки подводных лодок стоимостью 63 млрд долларов. Поскольку Париж уклонился от участия в антикитайском альянсе, потеря контракта могла восприниматься как плата за непослушание Вашингтону.

Далее последовал кризис отношений Запада с Россией, в котором Париж и Евросоюз заняли позицию, максимально совпадающую с американской. Однако в ходе энергетического кризиса, последовавшего за политическим, выяснилось, что американский сжиженный природный газ (СПГ) обходится ЕС почти в четыре раза дороже, чем потребителям в США. И последним ударом по американо-европейским отношениям стал закон США о борьбе с инфляцией, предусматривающий выделение 360 млрд долларов субсидий американской промышленности. «Я думаю, что он противоречит нормам Всемирной торговой организации и является недружественным» — так охарактеризовал Макрон американский закон.

При этом набор инструментов, которыми европейцы смогли бы воздействовать на США, весьма ограничен. Отказаться от американского СПГ они не могут, а развязывать торговую войну с США (вводя пошлины на американские товары или субсидируя промышленность) Евросоюз не может из-за внутренней разобщенности. Макрону оставалось лишь попытаться обаять Байдена, напоминая ему о важности общих ценностей, и надеяться на добрую волю американцев.

Надо отдать должное французскому лидеру: он старался как мог. На кадрах, запечатлевших неформальное общение президентов, Макрон излучал саму любезность, рассказывал Байдену что-то смешное и постоянно клал свою руку ему на плечо. Однако, судя по совместной пресс-конференции лидеров США и Франции, обаяние Макрона разбилось о стойкость Байдена.

На пресс-конференции американский президент читал свою речь с бумажки, и она не содержала даже намека на какие-то уступки европейцам или Франции. Глава Белого дома сообщил, что они поужинали вчера вечером, остались друзьями, разделяют общие ценности, при этом есть разногласия, но они не фундаментальные. Что касается помощи в энергетической безопасности, то уже многого достигли, но дали правительствам поручение работать над стабильностью энергопоставок. Не забыл Байден упомянуть и о важности сохранения мира в Тайваньском проливе, то есть совместного противостояния с Китаем.

Макрон на пресс-конференции говорил, полагаясь на память и лишь изредка посматривая в заметки. Он поблагодарил Байдена за хорошо проведенное время, подтвердил сохранение союзнических отношений с США, напомнив о том, что в Афганистан были направлены французские войска, но предпочел обойти молчанием тему противостояния США с Китаем. Перейдя к вопросу американских энергопоставок в ЕС, Макрон заявил, что стороны «сверили часы» и дали поручение командам координировать действия Евросоюза и США. Тема субсидий для американских товаров была обозначена французским президентом так: «…говорили о развитии промышленности, развитии ядерной промышленности, что позволит создавать рабочие места и получать конкурентноспособную энергию, говорили об инновациях». При этом Макрон выглядел разочарованным и подавленным.

Ответы президентов на вопросы журналистов лишь подтвердили полный провал миссии Макрона. Байден на правах хозяина дал возможность задать первый вопрос агентству France Presse, но забыл взять наушник с голосом переводчика и какое-то время делал вид, что слушает вопрос на французском языке. Через несколько минут спохватился и дослушал вопрос, касающийся результатов переговоров относительно американских субсидий. Вызвав смех в зале, глава Белого дома заявил, что не понял первый вопрос, но с удовольствием ответит на второй.

«США не извиняются, и я, автор этого закона, не буду извиняться», — заявил Байден.

Он допустил, что в законе «могут быть сбои и он потребует согласования и изменений», но, по сути, направлен на технологическую независимость США.