Правительство Финляндии внесло в парламент законопроект о вступлении в НАТО. Глава МИД Финляндии Пекка Хаависто заявил, что главной причиной этого стали «ядерные угрозы России». Под этим надуманным предлогом финны рвут отношения с нашей страной. При этом, учитывая размер Финляндии, ее географическое положение, экономический потенциал, разрыв многолетних связей с Россией — это выстрел в голову экономике северной республики. История показывает: потеря рынка — это навсегда.
Тот же запрет на ввоз продовольствия в Россию из Европы, введенный в 2014 году, за восемь лет привел к «неожиданному» эффекту — активному росту сельскохозяйственного производства и пищевой промышленности внутри России. В частности, выросло производство мяса, молочных продуктов, овощей, зерновых. Но одновременно для очень многих стран это решение привело к гигантским потерям. Например, Финляндия потеряла треть экспорта птицы и рыбы, две трети экспорта молока и сливок, три четверти экспорта сыров.
Сейчас европейский бизнес подсчитывает убытки от закрытия неба для российских авиакомпаний и зеркальных мер со стороны России. Так, Air France—KLM при выполнении рейсов в Японию приходится облетать Россию через Казахстан и Монголию, что увеличивает полет на несколько часов. Британская Virgin Atlantic отказалась от рейсов в Гонконг в октябре. Этим быстро воспользовались крупнейшие ближневосточные авиакомпании — Emirates, Qatar Airways и Etihad Airways: правительства этих стран не ввели санкций против России и продолжают летать в нашу страну и через ее воздушное пространство.