Турбулентность, с которой столкнулся в этом году российский ретейл и весь потребительский рынок, беспрецедентна. С конца февраля, сразу после объявления о начале СВО, многие россияне в ожидании роста цен и дефицита товаров из-за ухода ряда иностранных игроков начали активно затовариваться. Ажиотажный спрос в основном возник в непродовольственной рознице — на бытовую технику и электронику, стройматериалы, мебель, одежду и обувь, спортивный инвентарь, лекарственные препараты, косметику. Отдельные ретейлеры и представители маркетплейсов фиксировали по этим категориям увеличение спроса на 100‒300%.
В марте‒апреле, напротив, потребители существенно сократили закупки. Россияне стали экономить буквально на всем, за исключением товаров первой необходимости.
По оценкам компании INFOLine, июль‒сентябрь 2022 года — это худший квартал для российских ретейлеров. Однако летом наступила стабилизация.
После осенних новостей о мобилизации индекс покупательской уверенности снова ушел в негативную зону. Но вторая волна спада продаж была менее стрессовой для покупателей, так как из-за сильного рубля рост цен замедлился, а некоторые товары и вовсе подешевели. При этом если в марте больше приобретали импортные дорогостоящие товары из непродовольственной розницы, то в сентябре возник повышенный спрос на мясные и овощные консервы, бакалею, растительное масло, туалетную бумагу.