Информация Минфина об исполнении бюджета в январе 2023 года с дефицитом в 1,76 трлн рублей всколыхнула медиапространство. Наиболее впечатлительные обратили внимание на то, что сумма составляет 60% от запланированного на весь текущий год дефицита в размере 2,9 трлн. Еще больше встревожила специалистов продажа Минфином юаней и золота из запасов ФНБ.
Неужели все настолько плохо? Если предположить, что в остальные 11 месяцев ситуация будет такой же или даже хуже, то да. Однако это предположение не выдерживает никакой критики. И дело не только в прогнозе. Внимательный анализ показывает: январские изменения доходов и расходов во многом стали результатом запланированных изменений в самом бюджетном процессе.
Гигантский дефицит?
По предварительной оценке Минфина, в федеральный бюджет в январе 2023 года поступило 1,36 трлн рублей, что на треть (точнее, на 35%) меньше, чем в январе 2022 года. Сильнее всего упали нефтегазовые доходы: они составили всего 426 млрд рублей (−46% к январю 2022-го). С ненефтегазовыми статьями ситуация немного получше: они дали 931 млрд, просев «всего» на 28% к прошлому январю. Это неприятно, но не критично — примерно такой же объем доходов казна получила два года назад, в феврале 2021-го (см график 1).
Истерику в медиа спровоцировал тот факт, что расходы в январе 2023 года слишком сильно превысили доходы: бюджет потратил за месяц 3,12 трлн рублей (+59% к январю 2022-го). Соответственно, мы получили дефицит в размере 1,76 трлн.
Можно ли, ориентируясь на январские данные, сделать предварительные выводы по году? Ответ очень простой: нельзя. Если посмотреть отчеты по исполнению федерального бюджета по месяцам в предыдущие годы, станет понятно, что пик и расходов, и доходов бюджета традиционно приходится на декабрь. В остальное же время минимальные и максимальные цифры поступлений и трат отмечаются в разные месяцы.
Если говорить конкретно о дефиците по итогам этого месяца, то и он совершенно не показателен. Например, в целом за 2021 год бюджет оказался профицитным, при этом в январе он уходил в минус на 56 млрд рублей, а в дефицитном 2022 году в январе, напротив, доходы превышали расходы на 256,1 млрд. По остальным месяцам в разные годы также не выявлено никакой зависимости.
Кроме того, хотя 1,76 трлн рублей составляют 60% от запланированного на весь 2023 год дефицита, это лишь 6,74% от ожидаемых доходов бюджета (26,13 трлн). Соответственно, прирост доходов за год всего на 7% полностью покроет «ужасный» январский минус.
Купили в январе
Впрочем, аномально высокие расходы действительно вызывают интерес. В Минфине их объясняют оперативным заключением контрактов и авансированием финансирования по отдельным контрактуемым расходам — иными словами, это запланированные средства, которые удалось быстро потратить. В министерстве считают, что это позволит обеспечить более равномерное кассовое исполнение расходов федерального бюджета в течение 2023 года. Действительно, неравномерность бюджетного финансирования, когда основные суммы тратятся в конце года, — серьезная проблема, и сейчас мы видим, как государство пытается ее решить. Подрядчики часто жаловались, что оплата по государственным контрактам и закупкам нередко задерживалась. Сейчас, когда исполнители и так находятся в неопределенной ситуации, переход на авансовую схему хотя бы для некоторых контрактов можно только приветствовать.
По данным, которые приводит в своей аналитической записке начальник отдела анализа банков и денежного рынка ИК «Велес Капитал» Юрий Кравченко, более 40% в расходах января составили государственные закупки (рост в 5,2 раза по сравнению с январем 2022 года). Именно они обеспечили более 90% прироста расходов в абсолютном выражении по сравнению с прошлым январем.
Падение же доходов в Минфине объясняют в первую очередь снижением котировок цен на нефть марки Urals и сокращением объемов экспорта природного газа. В министерстве также отметили, что цена на нефть марки Urals становится все менее репрезентативной и сейчас прорабатываются альтернативные ценовые индикаторы для целей налогообложения.
Напомним, что Urals — это смесь тяжелой высокосернистой нефти, добываемой на Урале и в Поволжье, и легкой Siberian Light из Западно-Сибирского нефтегазоносного бассейна. Она в большей степени влияет на стоимость при поставках российской нефти в Европу и менее пригодна для ценообразования при продаже в другие регионы мира. Но до сих пор именно Urals используется для расчета экспортной пошлины, хотя поставки российской нефти в Европу морем почти прекращены, а истинная ее цена неизвестна (подробнее см. в статье «Русский Urals выходит на свет», «Эксперт» № 5 за 2023 год).
Что до ненефтегазовых доходов, то, согласно анализу Минфина, в части налога на добавленную стоимость их снижение связано в том числе с ускоренным порядком возмещения НДС, который введен с апреля 2022 года. Именно из-за него произошло перераспределение объемов возмещения на первый месяц квартала. Сокращение же поступлений налога на прибыль связано с компенсацией переплат в предшествующие периоды.
Многие аналитики призывают прислушаться к аргументам Минфина и не разгонять панику. «Делать какие-то выводы по одному месяцу — поспешное решение. Во-первых, пока неясно, как повлияют санкции на нефтепродукты, введенные 5 февраля. Во-вторых, на январском бюджете сказался переход на иную технологию зачисления денег — через единый налоговый платеж с последующим его разнесением по соответствующим статьям доходов. Чисто технически статистика января не показательна и по этой части», — отмечает завлабораторией исследований бюджетной политики Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Илья Соколов. Он подтверждает: ускоренное возмещение внутреннего НДС приходится как раз на первый месяц каждого квартала. Что же до налога на прибыль, то, напоминает Соколов, на доходы компаний-экспортеров негативно подействовало укрепление рубля. Соответственно, уменьшились и сборы налога.
Деньги были, деньги есть
Во всей этой истории можно заметить один очень интересный момент: большая часть суммы на покрытие январского дефицита у Минфина уже была — видимо, это бюджетные средства, оставшиеся с прошлого года. Продажи юаней и золота из ФНБ и размещение нового госдолга стали лишь дополнительными источниками.
Как отмечается в аналитическом комментарии Росбанка «Рынки. Коротко о главном», с нехваткой средств, судя по всему, справились с помощью остатков рублевой ликвидности, которая имелась в распоряжении Минфина. «При 1,8 трлн рублей месячного дефицита размещения новых ОФЗ составили “лишь” 210 млрд рублей (аукционная выручка), а траты из ФНБ — 38,5 млрд рублей, — пишет команда аналитиков Росбанка. — Данная идея находит подтверждение в том, что Федеральное казначейство плавно перешло к нетто-изъятию ликвидности через операции депо/репо с банками. Согласно данным ЦБ по факторам ликвидности, в январе величина оттока составила −355 млрд рублей, за период 1–6 февраля — еще −312 млрд рублей».
Тут нужно сделать несколько уточнений.
Дополнительные нефтегазовые доходы федерального бюджета, полученные сверх базового (прогнозного) уровня, не сразу перечисляются в ФНБ, а на некоторое время «зависают» на едином казначейском счете Федерального казначейства. Так что 38,5 млрд рублей, полученные в январе за счет продажи 2,27 млрд китайских юаней и 3,6 тонны золота, — это только средства из ФНБ. При этом общий объем продаж валюты и золота Минфином в январе составил 54,5 млрд рублей.
В рамках нового бюджетного правила министерство продает валюту и золото для компенсации недополученных до базового уровня нефтегазовых доходов бюджета, а не всего дефицита. По факту недостача до базового уровня именно нефтегазовых доходов в январе составила 106,6 млрд рублей — на 52,1 млрд больше, чем предполагал Минфин. В феврале планируется продать валюты и золота на 160,2 млрд рублей, из которых 108 млрд — плановая февральская «недостача», остальное — январский «хвост».
Но переживать насчет распродажи юаней и золота ФНБ рано. Объемы продаж в январе меркнут в сравнении с имеющимися запасами: на 1 февраля в фонде остается 307,45 млрд китайских юаней и 551,28 тонны золота в обезличенной форме. «Продажа валюты (юаней) [в феврале] составит 160,2 млрд рублей. Если сравнить с объемом ликвидной части ФНБ в 6,1 трлн рублей, получится всего 2,6%. А по отношению к объемам международных резервов (597,7 млрд долларов, или 42,4 трлн рублей по текущему курсу) валютная интервенция не превысит 0,4%. Таким образом, фатального риска или маркера серьезного недостатка средств нет», — поясняет доцент департамента мировой экономики и международного бизнеса, заместитель директора Института финансовой грамотности Финансового университета Валерия Минчичова.
Илья Соколов добавляет: даже если заявленные цена и дисконт на российскую нефть Urals будут оставаться на таких же уровнях, как сейчас, то ФНБ в любом случае хватит на три‒пять лет.
Что касается государственного долга, то его уровень все еще считается рекордно низким среди крупных экономик мира. По итогам 2021 года госдолг России составлял 15,46% ВВП, по итогам 2022-го — 17,3%. Последняя цифра рассчитана из предположения, что падение ВВП страны в 2022 году составит 2,5% (февральский прогноз аналитиков, опрошенных ЦБ); официальная оценка Росстата будет опубликована 17 февраля.
Кстати, из 17,3% общего госдолга 14,2% приходится на внутренний долг. Если правительство не начнет занимать средства многократно большими темпами, причем не через ОФЗ, а за рубежом, беспокоиться не о чем. Для сравнения: госдолг США составляет 127% ВВП, Японии — 259%, Франции — 115%, Германии — 68,7%, Китая — 71,5%.
Вливают и абсорбируют
А что означает изъятие ликвидности Федеральным казначейством? Только то, что оно направляет деньги по прямому назначению — на запланированные бюджетные расходы. Напомним, Казначейство проводит операции с использованием временно свободных бюджетных средств, размещая их на банковских депозитах или на финансовом рынке. Сейчас наступил момент, когда эти деньги перестали быть временно свободными и тратятся бюджетом по прямому назначению — сразу, без перерыва с их поступления до момента расходования. Ни о каких интервенциях со стороны Казначейства речи не идет.
Со своей стороны, Банк России сейчас напрямую занят абсорбированием лишней ликвидности, которая поступила в экономику и банковскую систему из-за повышенных госрасходов в январе. Эти госрасходы являются сильным проинфляционным фактором, и желание ЦБ изъять их вполне понятно. Как поясняет в своем аналитическом комментарии Юрий Кравченко, активные депозитные операции ЦБ тормозят снижение ставок МБК. К концу января на пике налоговых выплат межбанковская ставка RUONIA поднималась до 7,11%, однако за первые дни февраля скорректировалась до 7%. «Обновить минимумы с начала года под давлением избытка ликвидности межбанковским ставкам мешают только абсорбирующие операции Банка России», — пишет представитель «Велес Капитал». Говоря проще, Банк России активно привлекает деньги на свои счета, предлагая хорошие ставки.
ОФЗ — оптимальный вариант
Самое главное в истории с январским дефицитом, пожалуй, то, что сокращения расходов бюджета не планируется. И это вселяет надежду: в такой сложной ситуации, как сейчас, государственные средства являются серьезной поддержкой для всей экономики, включая инвестиционный процесс (см. статью «Сдержанное чудо», «Эксперт» № 4 за 2023 год).
Но разумеется, в правительстве сейчас рассматриваются все возможные способы пополнения бюджета. Обсуждаются даже такие экзотические, как добровольный взнос от бизнеса. «Дело в том, что финансовые результаты прошлого года были очень хорошие, и у многих компаний, особенно в первом полугодии, за первые три квартала, результаты были сильно в плюс. Сейчас эта тема находится в дискуссии», — подтвердил журналистам первый вице-премьер Андрей Белоусов. Ранее в СМИ просочилась информация о том, что крупнейшим компаниям предложили внести в бюджет 200–250 млрд рублей.
В современном мире windfall tax, разовый налог на непредвиденные доходы, кажется экзотикой. Однако раньше все было иначе: разовые налоги по требованию правителя считались нормой, а вот текущий формат ежегодных, ежеквартальных налогов казался дикостью. В случае же России некоторая логика в этом есть: в прошлом году государство приложило серьезные усилия для того, чтобы рубль не укреплялся слишком сильно, что, в частности, помогло российским экспортерам. Пока этот вариант только обсуждается, но РСПП уже предложил вместо такого взноса добавить 0,5 процентного пункта к 20-процентной ставке налога на прибыль на 2023 год.
Важный шаг в повышении доходов бюджета — переход на более адекватный индикатор для расчета экспортной пошлины, чем умозрительные данные о нефти марки Urals. Кроме того, обсуждается, какую именно цену нужно использовать при расчете НДПИ. Ходят слухи об изменениях в формуле налога для металлургов и угольщиков.
Наконец, как говорилось выше, далеко не исчерпан обычный путь восполнения дефицита через заимствования. Рынок настроен в отношении госдолга совершенно спокойно: размещения ОФЗ неделя за неделей проходят удачно, и негативных прогнозов или жалоб от участников долгового рынка не наблюдается. Министр финансов Антон Силуанов даже высказал предположение, что ставки для новых ОФЗ скоро могут опуститься ниже 10% (у этой отметки они находятся последние месяцы, см. график 2).
«В декабре прошлого года Минфин провел масштабные заимствования на рынке ОФЗ, увеличив премии. В начале этого года он ведет себя спокойнее, — отмечает доцент кафедры инфраструктуры финансовых рынков Высшей школы экономики Андрей Столяров. — Пока долговой рынок не сигнализирует о проблемах. Более того, произошло определенное снижение доходности, которое трансформировалось и на рынок корпоративных облигаций, и даже в высокодоходный сегмент».
В свою очередь, Илья Соколов напоминает, что ОФЗ сейчас единственный цивилизованный путь привлечения средств для покрытия финансового дефицита, поскольку доступ на западные рынки капитала для нас закрыт. «Ресурс размещения у государства достаточно емкий: емкость и потенциал долгового рынка страны еще значительны, размещаться можно, — рассуждает завлабораторией исследований бюджетной политики РАНХиГС. — Негативно можно оценить лишь то, что покупателями ОФЗ в основном выступают государственные банки. Такая концентрация ОФЗ в руках банков, контролируемых государством, — это не очень хорошо. Главное, не увлекаться и не наращивать объемы долгового привлечения, иначе мы впоследствии получим инфляционное давление на рубль. Сейчас такого нет. Если будут соблюдаться те объемы размещения денег, которые были заложены в Законе о бюджете, то я не вижу никаких рисков, кроме концентрации ОФЗ в госбанках».
Всего в первом квартале Минфин предполагает разместить ОФЗ на 800 млрд рублей, а общий объем государственных заимствований на 2023 год обозначен в размере 1,6 трлн. Впрочем, все эти планы были приняты до полученного в январе дефицита.