В День космонавтики, 12 апреля этого года, госкорпорация «Ростех» сообщила, что ее обнинское предприятие «Технология» разработало композиционный материал нового поколения, который может применяться при производстве радиаторов космических аппаратов для межпланетных программ. Это далеко не первый пример появления в России лидерских технологий в области композитных материалов, изделия из которых в несколько раз легче и прочнее металлических.
Композитные материалы, созданные для авиации и космической промышленности в середине прошлого века, в 1980–1990-е годы стали активно применяться в автомобилестроении, а к 2000-м годам — в строительстве. Сейчас без композитов не обходятся и в быту: их используют в спорте, медицине, для изготовления мебели. Стереотип о том, что композиты — это что-то невероятно дорогое, постепенно уходит: есть дорогие материалы, а есть и массовые. Так, Нанотехнологический центр композитов (НЦК) уже оборудовал 25 км дорог композитными водоотводными лотками. Словом, эра повсеместного применения дешевых композитов уже началась. И не только у нас: например, в Индии такие материалы планируют использовать для укрепления 100 тыс. старинных мостов.
Двуглавая отрасль
Композиты включают в себя несколько компонентов, в том числе волокно (или матрицу) и наполнитель. Это позволяет улучшить характеристики материала, делает его одновременно легким и крепким, устойчивым к коррозии и химическому воздействию, обладающим большей усталостной прочностью.