Восемнадцатого января 1943 года войска Ленинградского и Волховского фронтов, двигаясь навстречу друг другу, преодолевая отчаянное сопротивление противника, соединились восточнее Шлиссельбурга. По очищенному от фашистов 10-километровому сухопутному коридору за 17 суток была проложена 33-километровая железная дорога. Первые за полтора года блокады эшелоны с продовольствием пошли в Ленинград. Блокада Ленинграда была прорвана. Прорвана, но не снята. Дорога на всем протяжении простреливалась вражеской артиллерией, но тем не менее масштабы перевозок по сравнению с трансладожской Дорогой жизни по льду озера заметно возросли. До полного освобождения северной столицы оставался еще год тяжелых сражений, крови, пота и слез. Но главное уже случилось: у защитников города и его жителей появилась уверенность в неизбежной победе. И железку эту вдоль южного берега Ладоги так и назвали — Дорогой Победы.
Месяц назад заработал водовод, перебросивший часть стока Дона в Донбасс. Вскоре после начала специальной военной операции, в разгар боев за Мариуполь в марте прошлого года, Киевом была устроена водная блокада республики. Украинские власти перекрыли канал «Северский Донец — Донбасс». В результате жители всех городов ДНР с центральным водоснабжением оказались в тяжелом положении: вода, и только холодная, стала подаваться по графику, на несколько часов в день, причем не ежедневно. В благополучной Москве, где многие семьи тратят по 10‒15 кубометров воды в месяц, это даже трудно представить. А что говорить о больницах и госпиталях Донбасса с ранеными бойцами!
Киев уже давно использует воду как оружие. В отместку крымчанам, решившим связать свою судьбу с Россией, Украина восемь лет назад перекрыла Северо-Крымский канал, отрезав полуостров от базового источника пресной воды. Крым выстоял, наладил альтернативные каналы водоснабжения, а в марте прошлого года наши солдаты, отвоевав юг Херсонской области, восстановили питание Крыма днепровской водой.