Курс рубля накренился из-за импорта

19 июня 2023, 00:00
AP Photo/Dmitri Lovetsky/ТАСС

Прыжок доллара до отметки 85 рублей на прошлой неделе вызван сугубо фундаментальными, а не разово спекулятивными факторами. Во всяком случае, последние не попали в широкое поле обсуждения.

Все дело в том, что импорт товаров после прошлогоднего провала (в апреле 2022 года он достигал 17,7 млрд долларов) уверенно возвращается на прежний уровень: 23 млрд долларов в апреле 2023-го. Для сравнения: в апреле 2021-го в Россию было ввезено товаров на 26,3 млрд долларов.

С экспортом же все куда плачевнее. После прошлогодней сильной конъюнктуры сырьевых рынков он сократился более чем на треть: 30,8 млрд долларов в апреле 2023 года против 48,4 млрд в апреле 2022-го.

В итоге торговый баланс хотя и остается профицитным, но положительное сальдо внешней торговли России в январе‒апреле 2023 года составило всего 36,4 млрд долларов — это на 68% меньше, чем за аналогичный период 2022-го. И май не принес изменений: по предварительной оценке Банка России, профицит текущего счета платежного баланса Российской Федерации в январе‒мае 2023 года составил 22,8 млрд долларов ― против 123,8 млрд за тот же период годом ранее.

Рост импорта естественным образом увеличивает спрос на валюту, вместе с тем экспортеры валюту продают не очень охотно. Да, ее продажи крупнейшими экспортерами выросли в мае с 7,0 до 9,1 млрд долларов ― на фоне начавшейся волны дивидендных выплат. Но при этом те же крупнейшие экспортеры явно придерживают валюту. «Мы наблюдаем расхождение в относительных оценках продаж нерублевой выручки крупнейшими и всеми остальными экспортерами: последний показатель Банк России в период с ноября по апрель оценил на уровне около 80%. Тогда как доля продаж крупнейшими компаниями к апрелю опустилась до 30–35% против 50–60% (здесь оценки носят примерный характер ввиду оценки объемов нерублевой выручки по приведенным графикам в отчете) в ноябре‒декабре 2022 года», ― отмечают аналитики Росбанка. По их мнению, такое расхождение может говорить, в числе прочего, о смене лидеров по объемам экспорта, а также нести в себе риски для объемов и структуры поступающей на рынок валютной ликвидности.

Добавим к этому сильно сократившийся рынок «токсичных» валют ― и получим сильные колебания курса.

Похоже, сделать с ослаблением рубля в такой ситуации особо ничего нельзя. Но ослабление это окажется при прочих равных довольно медленным. «По-прежнему пока не видим значимых конъюнктурных оснований для развития ослабления рубля, ― комментирует курс Евгений Локтюхов, руководитель направления “Анализ отраслей и финансовых рынков” Промсвязьбанка. ― Рассчитываем, что фактор некоторого увеличения предложения валюты со стороны реального сектора и приближение налогового периода помогут удерживать курс доллара в диапазоне 82–85 рублей в ближайшее время».