Мягкая сила США на глобальном Юге

25 сентября 2023, 00:00

Судорожные попытки США изолировать Россию и Китай путем угроз и жесткого санкционного давления не принесли Вашингтону желаемого результата. А стремительное расширение БРИКС и вовсе грозит превратить политический Запад в мировое меньшинство, терроризирующее своими правилами большинство стран. Реагируя на сложившуюся ситуацию, США быстро сменили гнев на милость и теперь пытаются договориться с рядом неподконтрольных им стран по-хорошему.

Встреча президента США Джо Байдена с главами стран Центральной Азии
Читайте Monocle.ru в

На полях Генассамблеи ООН в формате С5 + 1 президент США Джо Байден провел встречу с главами Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана. Формат С5 + 1 был создан Вашингтоном еще в 2015 году в качестве платформы для диалога и сотрудничества между США и Центральной Азией на уровне министров по безопасности (с учетом проблемы терроризма), экономике и охране окружающей среды.

По сообщению Белого дома, на этот раз стороны обсудили ряд вопросов, включая безопасность, торговлю и инвестиции, региональные взаимосвязи, необходимость уважать суверенитет и территориальную целостность всех стран, а также «текущие реформы для улучшения управления и верховенства закона». Кроме того, Байден предложил начать взаимодействие в вопросе добычи полезных ископаемых в Центральной Азии, что станет частью программы США по привлечению инвестиций и развития Транскаспийского торгового пути с помощью Партнерства по глобальной инфраструктуре и инвестициям.

Днем ранее госсекретарь США Энтони Блинкен заявил, что Вашингтон вместе со своими союзниками планирует инвестировать 600 млрд долларов в течение следующих четырех лет в развитие качественной инфраструктуры «в странах с низким и средним уровнем доходов, чтобы усилить их экономический рост».

Эти программы явно пытаются конкурировать с китайской программой «Пояс и путь» и ослабить влияние в Центральной Азии как Пекина, так и Москвы.

Еще одним шагом США по укреплению своих позиций среди государств глобального Юга стали определенные уступки в отношении Ирана. Тегеран освободил и передал Вашингтону пятерых заключенных, отбывавших тюремное заключение за шпионаж в пользу США. В свою очередь, Вашингтон освободил пятерых иранцев, которые находились в заключении по обвинению в шпионаже.

Кроме того, невзирая на протесты Израиля, США разблокировали принадлежащие Ирану 6 млрд долларов, хранившихся на счетах южнокорейских банков. Эти деньги перевели на специальный счет в Катаре, но Тегеран сможет тратить их не по своему усмотрению, а лишь на гуманитарные цели.

Хотя обещанное Байденом в 2020 году возвращение США и Ирана к ядерной сделке так и не состоялось (все эти годы велись безуспешные переговоры), обмен заключенными и частично размороженные денежные средства Тегерана стали прорывом в отношениях двух стран.

Секрет этого «дипломатического успеха» также достаточно прозрачен: в последние годы Иран резко нарастил свое сотрудничество с Россией и Китаем. «Милость» США, выраженная в том, чтобы частично вернуть украденное у Ирана, явно ставит перед собой целью ограничение взаимодействия Тегерана с Москвой и Пекином. Но единственным положительным моментом в плетении этой дипломатической паутины является тот факт, что США уже не могут рассчитывать на свою грубую силу и вынуждены сменить привычный им монолог в общении с другими странами на диалог. Таким образом, можно ожидать, что США рано или поздно придут к мысли, что диалог с Россией им выгоднее диктата.