Нигерская освободительная революция обернулась ралли на одном из самых закрытых в мире рынков — рынке урана. На прошлой неделе фунт желтого кека (концентрата природного урана) стоил 65 долларов (145 долларов за килограмм) — это самая высокая цена с 2011 года, момента аварии на японской АЭС «Фукусима». Нигер в мировом масштабе производил немного урана, лишь 4%, однако политических передряг в стране хватило для того, чтобы рынок этого элемента расшатался, а рост цен перешел в гиперболу, — то есть налицо все признаки паники. От дна 2017 года уран подорожал почти в четыре раза. Это обострит мировой энергетический кризис, в первую очередь в развитых странах.
В мире две ведущие страны по установленному парку АЭС: США и Франция. В первой работает 95 ГВт мощностей, они покрывают без малого 20% потребности страны в электричестве, во второй — 63 ГВт, дающие 70% электроэнергии. Кроме того, каждый второй киловатт электричества от АЭС получают Украина, Словакия, Бельгия, каждый третий — Чехия, Финляндия, Швеция. Промышленную добычу урана из перечисленных стран ведут только на Украине: на нее приходится 1% мировой добычи. Крохи добывают в США, в основном для нужд оборонной промышленности.
Еще десятилетие назад свою коммерческую добычу урана вели в Чехии, Франции и даже в США. Однако все они предпочли покинуть клуб уранодобывающих стран, передав эту функцию Австралии, Канаде, Казахстану и Узбекистану. То есть сегодня крупнейшие страны, эксплуатирующие АЭС, и страны, добывающие необходимый для работы этих АЭС металл, в буквальном смысле находятся на разных полюсах планеты.