Значимая часть новой волны американских рестрикций связана с ограничениями на сферу информационных технологий (IT). Ранее санкции США были направлены в первую очередь на поставки «железа» — аппаратных средств (смартфоны, принтеры, базовые станции, процессоры) и даже бытовой техники (стиральные и посудомоечные машины, тостеры, вентиляторы, микроволновые печи и пр.). Но в новом санкционном пакете отдельно прописаны запрещенные к поставкам в РФ конкретные типы программного обеспечения, прежде всего софт для систем управления предприятием (ERP-решения) и систем автоматизированного проектирования (САПР).
Два этих типа IT-решений критически важны для существования любого производственного предприятия, в том числе в нашей стране, и до начала СВО основная часть такого ПО в Россию поставляли иностранные производители. Если даже в небольшой компании отключить ERP-систему, предприятие ждет коллапс: встанут цепочки поставок сырья, управление складом, бухгалтерией, логистикой и прочими ключевыми бизнес-процессами.
Однако никто не собирается дергать рубильник одним махом. Даже громко объявленный американский санкционный пакет предполагает, что все ограничения в области IT должны вступить в силу только через три месяца — к 12 сентября. Новые ограничения не стали сюрпризом: их ждали, и у российских компаний было время подготовиться. Еще в 2022 году ряд крупных западных IT-гигантов заявили о намерении свернуть свою деятельность в РФ. На этом фоне отечественный бизнес начал срочно пересматривать стратегию развития IT-инфраструктуры.
До СВО на нашем ERP-рынке доминировали иностранные компании, из-за чего в последние два года этот сегмент показал существенное снижение: по данным TАdviser, в 2022 году объемы внедрения ERP-систем в России рухнули на 26%, до 49,5 млрд рублей, в прошлом году падение продолжилось — еще минус 2%, до 48,5 млрд. Однако сейчас эксперты ожидают возвращения утраченных позиций: предполагается, что в 2024 году сектор вырастет примерно на 30%, до 63 млрд рублей (см. график). Улучшение ситуации объясняется тем, что компании активно мигрируют на отечественные цифровые IT-платформы, спрос на которые постоянно растет.
По данным АНО «Национальный центр компетенций по информационным системам управления холдингом» (НЦК ИСУ), по итогам 2023 года доля российских решений на рынке ERP в РФ уже составила 55%, а к концу 2024 года она может достигнуть 70%. К наиболее сильным отечественным разработчикам ERP-систем относятся компании 1С и «Галактика»; активно развиваются в этой нише и более мелкие игроки, такие как «Тетралинк», «Борлас», ЛАНИТ, «Корус» и другие. Традиционно российские производители занимали нишу автоматизации мелких и средних предприятий, в то время как иностранные хайтек-компании внедряли свои продукты в крупных корпорациях. Лидировала в этой сфере германская компания SAP, сильные позиции также демонстрировали американские Microsoft и Oracle. Но сейчас наши специалисты успешно разрабатывают ERP-системы и для «крупняка» — таких производственных гигантов, как КамАЗ, «Северсталь», Трансмашхолдинг и других.
Стоит признать, что ряд отечественных предприятий до сих пор пользуется западными ERP-решениями. Но даже в условиях новой санкционной волны для них есть лазейка — например, внедрение решений в так называемом формате on-premise. В этом случае заказчик приобретает только лицензию на программу, а все, что требуется для ее полноценной работы, обеспечивает самостоятельно. По сути, такому клиенту ничто не мешает продолжать использовать иностранную систему и дальше, только без возможности обновлений. Опрошенные «Моноклем» IT-специалисты говорят, что новые санкции фактически легализуют запрет обновлений, хотя некоторые западные компании их уже и так перестали предоставлять.
Ситуация с системами инженерного проектирования САПР выглядит примерно так же. До СВО доля российских решений здесь составляла около четверти всего рынка. Однако в последние два года она стремительно растет. По данным Центра компетенций по импортозамещению в сфере информационно-коммуникационных технологий (ЦКИТ), в 2022 году госорганы и госкомпании приобрели САПР на 1,6 млрд рублей, и отечественные программы составили 93% таких закупок. Для сравнения: в 2021 году их доля не превышала 26%. Лидером среди российских САПР-разработчиков является компания «Аскон» со своей линейкой продуктов «Компас» (подпала под американские санкции 2 ноября 2023 года). Успешно развиваются и другие компании, в частности «Топ Системы» (решение T-Flex) и «Нанософт разработка» (решение nanoCAD), продукция которых замещает решения ранее доминировавших иностранных игроков — PTC, SolidWorks, Dassault, Siemens. Пользователи российских систем считают, что в целом функционал российских решений уже может составить конкуренцию западному софту. Хотя, конечно, не всегда все идет гладко: бывает, что только что установленная система работает со сбоями, которые приходится устранять, срываются сроки внедрения. Поступают и жалобы на завышенные цены поставщиков. Но постепенно все эти проблемы решаются.
В новом санкционном пакете США запрещены к поставкам в РФ софт для систем управления предприятием (ERP-решения) и систем автоматизированного проектирования (САПР)
«Что касается сектора нефтегазохимии, крупные, градообразующие и стратегически важные предприятия уже давно подготовились к замене софта, — комментирует Дарья Буйлова, директор по маркетингу и менеджменту “НАТЭК-Нефтехиммаш”. — Во многих компаниях используется полностью российское программное обеспечение. Необходимые IT-решения — САПР, CAD-системы, системы планирования ресурсов предприятия (ERP), управления и взаимодействия с клиентами (CRM), бизнес-аналитики (BI) — уже давно поставляются отечественными разработчиками. И их продукты вполне соответствуют аналогичным западным. Сейчас российские IT-компании получат дополнительный стимул для развития и, возможно, сумеют даже превзойти зарубежных поставщиков».
Спрыгнуть с американского облака
Помимо ограничений в отношении систем ERP и САПР новый американский санкционный пакет содержит и другие, более абстрактные обозначения запрещенных для поставок в Россию IT-решений. В документе американского минфина, в частности, есть такое странное понятие, как Covered Software («покрывающий софт»). В эту группу помимо инженерного ПО и систем управления предприятиями американский регулятор включил «прочие системы управления IT-инфраструктурой».
Но главное, ограничения теперь накладываются и на облачные сервисы (cloud-based services). Тут круг возможных рестрикций расширяется еще больше: с облаком связано огромное число IT-сервисов, в том числе для рядовых пользователей, — от услуг электронной почты и совместного редактирования документов типа Google Docs до компьютерных игр и хранения фотографий. Впрочем, в документе отдельно говорится, что санкции не должны ударить по праву граждан свободно обмениваться информаций, поэтому, скорее всего, у частных лиц проблем не возникнет. Однако новые ограничения — повод задуматься о том, чтобы перейти, например, на российские сервисы электронной почты или скачать с американского облака свои личные фотографии, чтобы в одночасье не потерять к ним доступ.