В апреле ВВП России снизился по отношению к марту на 0,1% после трех месяцев последовательного роста, подсчитал Институт ВЭБ.РФ.
Теплая погода в апреле обусловила более раннее завершение отопительного сезона, что привело к сокращению производства энергетических товаров и связанных с ними услуг. Снизилась добыча полезных ископаемых за счет уменьшившегося спроса на газ и уголь. Усилился спад производства и распределения электричества и газа. Сократился объем оптовых продаж из-за падения торговли топливом. Продолжился спад перевозок грузов за счет поставок по трубопроводам.
Тем не менее обрабатывающая промышленность, основной локомотив роста, осталась в плюсе, увеличив выпуск на 1,2% к марту и на 8,3% — к апрелю прошлого года. В апреле после завершения ремонтных работ выросла нефтепереработка, вновь стала расти металлургия. Продолжилось уверенное увеличение выпуска машиностроительной продукции, прежде всего за счет роста автотранспортных средств и производства компьютеров.
Профицит федерального бюджета в мае составил полтриллиона рублей. Доходы бюджета к апрелю немного снизились, но расходная часть «похудела» гораздо сильнее, и в итоге — крупный положительный баланс казны.
Больше чем на треть к апрелю, до 794 млрд рублей, сократились нефтегазовые доходы. Причины этого доподлинно неясны: Минфин пока не публикует даже среднюю цену Urals в мае, от которой «пляшут» нефтяные налоги. Ненефтегазовые доходы выросли к апрелю, но не слишком сильно: менее чем на 5%, до 1,8 трлн рублей, и в результате совокупные месячные доходы составили лишь 2,6 трлн, что на 12% ниже апрельской суммы. Но благодаря тому, что расходы казны сжались в прошедшем месяце гораздо резче, почти вдвое к апрелю, до 2,1 трлн, образовался крупный профицит.
По итогам пяти месяцев определенный запас прочности у бюджета сохраняется. Накопленный дефицит снизился до 983 млрд рублей, или до 0,5% ВВП, против 0,8% ВВП месяцем ранее. Согласно уточненным параметрам бюджета, внесенного правительством в Думу 3 июня, прогнозная оценка дефицита по итогам 2024 года повышена с 1,595 до 2,12 трлн рублей (1,1% ВВП).
По итогам мая рубль укрепился на 3,2%, до 90,1 рубля за доллар США. Поддержку рублю оказывали высокие продажи валюты экспортерами. Чистые продажи 29 компаний из числа крупнейших российских экспортеров в мае составили 14,9 млрд долларов, увеличившись на 13% к апрелю.
Значимость юаня на валютном рынке продолжает расти. В мае доля юаня в очередной раз обновила максимум в структуре биржевого валютного рынка, достигнув 53,6%. На внебиржевом рынке она выросла на 1,3 п. п. по сравнению с предыдущим месяцем, до 39,2%. При этом доля токсичных валют на бирже снизилась на 0,2 п. п., до 45,9%, во внебиржевом сегменте — на 1,7 п. п., до 55,4%.
Профицит счета текущих операций в мае сузился до 5,1 млрд долларов с 7,1 млрд в апреле на фоне устойчивого торгового баланса в связи с некоторым увеличением дефицита баланса инвестиционных доходов из-за крупных дивидендных выплат рядом российских компаний. Дефицит баланса услуг в размере 2,7 млрд долларов увеличился главным образом за счет сезонного роста расходов россиян, осуществленных ими в ходе зарубежных поездок;
По итогам пяти месяцев года профицит счета текущих операций увеличился в сравнении с январем‒маем 2023 года почти вдвое, до 38,1 млрд долларов, в результате роста профицита торгового баланса и одновременного сокращения дефицита других статей счета текущих операций.
Кредитные ставки в апреле 2024 года в целом сложились вблизи уровня марта, за исключением ставок по долгосрочным розничным кредитам, которые несколько снизились за счет увеличения доли ипотеки. В то же время депозитные ставки продолжили незначительно расти, заметнее ─ по долгосрочным операциям. На кредитном и депозитном рынках ставки по краткосрочным операциям в целом превышали ставки по долгосрочным, а те и другие вместе значительно превышали инфляцию.