Сырьевое эмбарго: резервы небольшие

Андрей Гнидченко
Ведущий эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП), кандидат экономических наук.
30 сентября 2024, 00:00
№40

На третьем году санкционной войны наиболее масштабные поставки российского сырья на рынки недружественных стран почти обнулены. Очевидных кандидатов на контрсанкции немного — горячебрикетированное железо, окатыши, сжиженные нефтяные газы, каучуки и некоторые виды удобрений

После начала СВО страны-санкционеры вытеснили значительную часть поставок российского сырья со своих рынков. Эти поставки переориентировались на нейтральные страны, главным образом на Китай, Индию и Турцию
Читайте Monocle.ru в

Два с половиной года назад по горячим следам масштабных антироссийских санкций мы сделали попытку оценить, поставки каких товаров в недружественные страны Россия могла бы ограничить в качестве одной из форм контрсанкций (см. «Асимметричный ответ: подсказка», «Эксперт» № 10 за 2022 год). Тогда власти не стали прибегать к подобным шагам, по-видимому, опасаясь потери репутации надежного поставщика. Единственным исключением, имевшим свою логику, было решение президента Владимира Путина перевести внешнюю торговлю трубопроводным газом на рубли, что оказалось неприемлемо для значительной части покупателей из ЕС и фактически стало некоторым эквивалентом торгового эмбарго.

Однако сейчас ситуация начинает меняться. 11 сентября Путин обратился к правительству РФ с предложением подумать о возможности и целесообразности ограничения поставок на внешние рынки стратегического сырья. В качестве примеров — именно примеров, а не руководства к действию — назывались уран, титан и никель. «Монокль» представил оперативный анализ возможных последствий этих ограничений в прошлом номере журнала (см. «Отлучим врагов от недр», № 39). А сегодня мы представляем вашему вниманию обновленный список товаров российского экспорта, чувствительных для стран-санкционеров, по актуальным данным.

Расчеты проводились на основе базы данных по мировой торговле ООН UN Comtrade за 2023 год. Использовались данные, предоставленные странами — партнерами России; они могут отличаться от нашей статистики по торговле, которая была закрыта еще в 2022 году. Статистика ООН доступна не по всем странам. Данные по Ирану и Беларуси не публикуются с 2022 года; еще ряд стран (крупнейшие из них — Вьетнам, Таиланд, Индонезия, Южная Корея, Тайвань) пока не отражены в статистике ООН за 2023 год. Но все-таки представляется, что сейчас лучше рассматривать данные за 2023 год, пусть даже и с такими оговорками, чем пользоваться статистикой 2022 года, поскольку ситуация с торговлей в постсанкционный период менялась стремительно.

Мы использовали несколько критериев отбора товаров. Во-первых, учитывалась доля импорта каждого товара из России на рынках недружественных стран в целом — этот показатель отражает зависимость всех недружественных стран от поставок из России, показывает долю российских поставок в суммарном потреблении того или иного товара недружественными странами. Чем эта доля выше, тем болезненнее окажется прекращение поставок для покупателей.

Во-вторых, оценивалось соотношение импорта недружественных стран из России и мирового импорта из России (с оговоркой об ограниченности круга рассматриваемых стран). Данный показатель отражает степень замкнутости экспорта России на рынках недружественных стран по каждому товару. С точки зрения перспектив введения наших ограничений более выигрышны те позиции, где этот показатель не слишком велик. В этом случае появляется, по крайне мере теоретически, более широкое окно возможностей для переориентации поставок на рынки дружественных стран.

В-третьих, рассчитывалось соотношение общего объема импорта товара недружественными странами и миром в целом — этот показатель указывает на степень доминирования недружественных стран в качестве импортеров.

Мы выделили 59 товарных позиций, по которым поставки из России превышают 10% импорта недружественных стран. Далее мы будем называть их чувствительными товарами (для стран-санкционеров).

Особо стоит отметить, что многие товарные позиции, которые широко известны как сфера специализации России, не вошли в отобранный по нашим критериям список по причине низкой ориентированности недружественных стран на поставки из России. Так, доля импорта таких стран из России по итогам 2023 года составила: по нефти и нефтепродуктам — 1,5%; по меди — 2,5%; по алюминию — 5%; по природному газу — 5,5%.

Частично это связано с тем, что поставки нашего сырья были перенаправлены транзитом через третьи страны, так что в этих случаях зависимость недружественных стран от России может быть несколько преуменьшена в официальной статистике. Но с другой стороны, открытие новых рынков, таких как Индия, существенно изменило географический ландшафт поставок, так что многие страны — экспортеры сырья, уступив эти новые рынки России, сами заместили нашу страну в поставках на рынки недружественных стран. Это явно прослеживается на примере нефти: если два года назад она входила в номенклатуру чувствительных для недружественных стран товаров, то сейчас — в результате сдвигов в географической структуре поставок — поставки нефти из России для Запада уже не критичны. И чем дольше мы будем затягивать с введением контрмер, тем по большему числу товаров недружественные страны смогут сами найти альтернативу.

В результате общий объем поставок в рамках нашей выборки составил 45,8 млрд долларов, или около 11% совокупного товарного экспорта нашей страны в 2023 году, из которого в недружественные страны было направлено товаров на 28,7 млрд долларов. Таким образом, среднее по выборке значение замкнутости поставок на недружественных странах составило почти две трети (62,6%).

Мы попытались определить перечень товарных позиций, по которым со стороны России могут быть ограничены (вплоть до полного прекращения) экспортные поставки в страны-санкционеры с учетом зависимости этих стран от поставок из России и значимости России как мирового поставщика. Для этого мы разбили чувствительные товары на четыре группы — по соотношению зависимости недружественных стран от импорта из России и замкнутости российских поставок на рынки недружественных стран (см. график и таблицу).

Кластеризация чувствительных товаров

Россия обладает наибольшей свободой маневра во введении контрсанкций в отношении товаров из группы А («автономные») — в данном случае недружественные страны уже занимают менее 60% рынка сбыта товаров из России и к тому же не преобладают как покупатели на мировом рынке. Наиболее чувствительные для недружественных стран товары из этой группы (продовольственные товары мы оставили за скобками рассмотрения) — продукты прямого восстановления железной руды (ТН ВЭД 720310), изопреновый каучук (ТН ВЭД 400260), бутилкаучук (ТН ВЭД 400231), применяемый в том числе как связующее вещество для взрывчатки, водородфосфат диаммония (ТН ВЭД 310530), а из «тяжелой артиллерии», что грозит риском задеть собственные интересы, — сжиженные нефтяные газы (ТН ВЭД 271119), такие как смеси пропана и бутана, и мочевина (ТН ВЭД 310210).

К группе Б («адаптировавшиеся») отнесена продукция, по которой недружественные страны не выступают основным рынком сбыта для России, но при этом доминируют на мировом рынке в роли импортеров. Здесь продуктовые контрсанкции могут сработать не в полной мере в силу высокой переговорной силы недружественных стран (они будут способны частично заместить выпавшие поставки из России). Среди всех чувствительных товаров группы особо отметим нитроаммофоску (ТН ВЭД 310551), а также оксиды и гидроксиды ванадия (ТН ВЭД 282530). В значительных объемах экспортируются полуфабрикаты из железа (ТН ВЭД 720712), передельный чугун (ТН ВЭД 720110) и необработанный палладий (ТН ВЭД 711021). Представляется, что запрет экспорта в недружественные страны в этих случаях затруднен: необходимо совмещать частичное перераспределение торговых потоков и развитие дальнейшей переработки этих полупродуктов внутри страны, например производство металлопродукции из слябов или выпуск катализаторов на основе палладия.

Группа В («запоздавшие») — особый случай, когда, несмотря на относительно низкую долю недружественных стран в мировом импорте, Россия по-прежнему продолжает экспортировать товары преимущественно в эти страны. Сюда относятся фосфорные удобрения прочие (ТН ВЭД 310390), необожженный пирит (ТН ВЭД 250200), фосфаты кальция (ТН ВЭД 2510), космические аппараты (ТН ВЭД 880260). В данном случае возможна частичная переориентация экспорта на дружественные страны, но его полное прекращение нецелесообразно в силу почти полной замкнутости наших поставок на рынки недружественных стран.

Наконец, по продукции группы Г («увязнувшие») возможности для контрсанкций с нашей стороны ограничены как высокой текущей ориентированностью России на рынки недружественных стран, так и силой позиций этих стран на мировом рынке в качестве потребителей. Здесь возможно вводить лишь очень аккуратные точечные санкции. Эти товары — шлак, дросс, окалина и отходы черных металлов (ТН ВЭД 261900), прочие фторированные производные ненасыщенных ациклических углеводородов (ТН ВЭД 290359), такие как газ гексафторбутадиен, используемый в микроэлектронике, необработанный хром (ТН ВЭД 811221), некоторые ферросплавы (ТН ВЭД 720291, 720221, 720249), соединения церия (ТН ВЭД 284610). Примыкает к ним и целая вереница крупных по объемам торговли товарных позиций — твэлы (ТН ВЭД 840130), уран (ТН ВЭД 284420), смеси мочевины и нитрата аммония (ТН ВЭД 310280), никелевый штейн (ТН ВЭД 750110), изделия из титана (ТН ВЭД 810890), сжиженный газ (ТН ВЭД 271111). Ограничение экспорта в недружественные страны по каждой из этих позиций, безусловно, будет очень чувствительным для этих стран, однако и Россия потеряет существенные объемы экспортной выручки.

* Трубы и трубки, прутки, профили, проволока, плиты, листы и т. п., в том числе для использования в авиации. Отметим, что необработанный титан (ТН ВЭД 810810) формирует лишь около 5% объема поставок по товарной позиции «титан и изделия из него» (ТН ВЭД 8108), при этом зависимость недружественных стран от России по необработанному титану не превышает 3,5%.

Кандидаты на запрет экспорта

Из наших расчетов следует, что на третьем году санкционного противостояния наиболее масштабные поставки российского сырья на рынки недружественных стран — в части нефти, нефтепродуктов, природного газа, каменного угля — в существенной степени свернуты под влиянием явных или неявных ограничений со стороны стран-санкционеров. Суммарный объем российских поставок на рынки недружественных стран тех товаров, по которым более 10% импорта в страны-санкционеры поступает из России, в 2023 году составил около 48,5 млрд долларов — всего 11% нашего экспорта. Для сравнения: еще в 2022 году размер выборки по тем же критериям достиг бы 137 млрд долларов, или более 23% совокупного экспорта. Причина проста: если в 2022 году внешнеторговые санкции были направлены в первую очередь на ограничение ввоза промышленных товаров в Россию, то в 2023-м недружественные страны закрутили гайки и в отношении нашего экспорта, да и сами российские экспортеры предусмотрительно повысили активность в поиске новых рынков сбыта.

Однако даже эта очень узкая выборка потенциальных товаров-кандидатов для инициативного эмбарго в отношении поставок на недружественные рынки еще больше теряет вес при учете всего комплекса ограничений. В результате «железобетонно» (с минимальными оговорками относительно возможного ущерба для России) в ней остаются следующие товары:

— продукты прямого восстановления железной руды (ТН ВЭД 720310), в частности горячебрикетированное железо (ГБЖ), металлизованные окатыши. Основной производитель — Лебединский ГОК. Премиальные экологические характеристики этого металлургического сырья будут обеспечивать растущий спрос со стороны стран, занимающихся экологической повесткой, в том числе Китая, а для Европы создаст дополнительные трудности в осуществлении зеленого перехода. Судя по сообщениям в прессе, внутренний рынок ГБЖ растет, Лебединский ГОК работает с полной загрузкой, планируются новые масштабные инвестиции (Михайловский ГБЖ);

— каучук изопреновый и бутилкаучук (ТН ВЭД 400260, 400231), применяемые в первую очередь в шинной промышленности. Основной производитель — «Нижнекамскнефтехим», входящий в холдинг «Сибур». Синтетические каучуки в первую очередь экспортный товар, и существенного роста внутреннего рынка в ближайшее время ожидать трудно, так как автомобилестроение находится не в лучшем состоянии. Поэтому основной мерой должна стать переориентация на рынки дружественных стран;

— водородфосфат диаммония (ТН ВЭД 310530) — премиальное комплексное удобрение, содержащее высококонцентрированный фосфор и азот. Основные производители — «Фосагро» и «Фосфорит» (входит в группу «Еврохим»). Активное развитие сельского хозяйства в России в последние несколько лет открывает хорошие возможности для расширения внутреннего спроса на удобрения с высокой эффективностью. Кроме того, экспорт диаммонийфосфата не подпадает под действующее квотирование, что позволяет активно использовать и механизм перераспределения торговых потоков.

Еще для двух товаров действуют оговорки, связанные с объемами поставок, которые необходимо будет перераспределить в случае эмбарго:

— сжиженные нефтяные газы прочие (ТН ВЭД 271119), прежде всего пропан-бутан, активно импортируемый и потребляемый Польшей (масштаб вопроса — 4,5 млн домов с баллонами и 3 млн автомобилей). Запрет поставок пропан-бутана способен на время спровоцировать локальный энергетический кризис в Польше, однако придется найти новое применение продукции на сумму более 500 млн долларов в условиях ограниченного применения автотехники на газовом топливе в России. Основные производители — заводы холдинга «Сибур»;

— мочевина, или карбамид (ТН ВЭД 310210) — широко распространенное азотное удобрение, крупнейшими производителями которого в России являются «Акрон» и Куйбышевазот. На недружественные страны ориентированы поставки в размере более 1 млрд долларов, что в условиях действия экспортных квот ограничивает потенциал перераспределения экспорта на новые рынки.

По остальным товарам — даже из группы «адаптировавшихся», таким как нитроаммофоска («Акрон»), оксиды и гидроксиды ванадия («Евраз Ванадий Тула»), — эффект от введения ограничений для недружественных стран может нивелироваться их переключением на других поставщиков.

А в отношении полуфабрикатов из железа, чугуна и палладия эти соображения дополняются значительным масштабом экспортных поставок и дополнительными факторами. Так, Новолипецкий металлургический комбинат имеет сеть зарубежных заводов в Бельгии, Дании и Италии, для которых компания и поставляет слябы на переработку. Запрет на поставку в недружественные страны будет сопряжен с существенными проблемами для компании. А палладий, используемый в авиации и катализаторах для автомобилей, в ближайшие годы вряд ли будет пользоваться большим спросом на внутреннем рынке. Отдаленная перспектива может быть связана с водородной энергетикой. В марте 2024 года ГМК «Норильский никель» был принят в Китайский водородный альянс. Однако пока, следует признать, мы вряд ли сможем ввести эмбарго на поставки палладия без значительного ущерба для собственных интересов.

И напоследок отметим, что все товары, навскидку перечисленные Владимиром Путиным в качестве возможных кандидатов для введения эмбарго, — уран, титан и никель — по итогам нашего анализа не подходят на эту роль. За два с половиной года санкционного давления замкнутость России на рынках недружественных стран по этому стратегическому сырью осталась очень высокой — отчасти потому, что спрос на него за пределами западных рынков был и остается ограниченным. Введение эмбарго по таким товарам могло бы иметь смысл исключительно при наличии военной целесообразности, но эта сфера выходит за пределы компетенции гражданских экспертов.