В промышленности стабилизация выпуска

30 сентября 2024, 00:00
№40

Прогнозы спроса, выпуска и найма пересматриваются вниз. Сдерживать рост розничных цен моторного топлива все сложнее

Читайте Monocle.ru в

По итогам восьми месяцев 2024 года объем промышленного производства увеличился на 4,5% по сравнению с январем‒августом 2023-го. Это больше, чем по итогам прошлого года (+4,1%), а значит, рост в промышленности продолжается. Тем не менее динамика последних месяцев свидетельствует о неуклонном затухании динамики этого роста. Так, в августе промышленность выросла в годовом выражении всего на 2,7%.

«Российское промышленное производство на протяжении последнего года демонстрирует постепенное замедление (с поправкой на сезонность) темпов подъема, начавшегося после резкого спада весны 2022 года, который был вызван введением рядом стран антироссийских санкций, — комментирует Владимир Бессонов, начальник отдела анализа отраслей реального сектора и внешней торговли института “Центр развития” НИУ ВШЭ. — По итогам последних месяцев можно говорить о приостановке подъема. Постепенное замедление темпов промышленного роста после преодоления последствий очередного кризиса типично для всех российских кризисов».

Добыча полезных ископаемых после начала санкционного кризиса в целом снижалась. Обрабатывающие производства, напротив, после кратковременного спада весны 2022 года демонстрировали тенденцию к интенсивному подъему, что и определило восстановление уровня производства в промышленности в целом. В последние месяцы обе эти тенденции, согласно анализу Бессонова, сменились стабилизацией.

Динамика добычи полезных ископаемых в значительной мере определяется динамикой добычи нефти, что позволяет судить о последней. В июле‒августе добыча угля продемонстрировала заметный спад. Добыча природного газа и газового конденсата в последние месяцы, напротив, оживилась и продолжила восстановление. Добыча металлических руд стабильна, как и добыча прочих полезных ископаемых.

Обеспечение электрической энергией, газом и паром, как и водоснабжение, водоотведение, лишь реагируют на экономическую конъюнктуру и погодные аномалии, но не определяют тенденции производства в других видах деятельности. После начала санкционного кризиса они демонстрируют близкую динамику. Соответствующие виды деятельности слабо влияют на динамику уровня производства по промышленности в целом. В последние месяцы здесь наблюдается незначительное оживление.

В обрабатывающих производствах, которые до недавнего времени были локомотивом всей промышленности, подъем в последние месяцы в целом прекратился. В большинстве видов деятельности наблюдается в первом приближении стабилизация производства с поправкой на сезонность. Это относится как к тем видам деятельности, в которых произошло полное или частичное посткризисное восстановление, так и к бенефициарам кризиса, продемонстрировавшим значительное превышение докризисных объемов производства. К немногочисленным исключениям относятся производство напитков, текстильных изделий, автотранспортных средств, где заметен подъем. В производстве прочей неметаллической минеральной продукции и производстве мебели, напротив, наблюдается снижение.

«Таким образом, в целом приостановилось как посткризисное восстановление, так и освоение освободившихся продуктовых ниш на внутреннем рынке, — резюмирует Владимир Бессонов. — По всей видимости, в первом приближении в промышленности сформировалась новая, посткризисная структура. Это означает, что не следует в обозримой перспективе всерьез надеяться на нереализованный потенциал промышленного подъема в тех видах деятельности, в которых докризисный объем производства так и не был восстановлен. Единственным серьезным исключением, по всей видимости, является производство автотранспортных средств, особенно легковых автомобилей, которое в последние месяцы постепенно оживает. В остальных видах деятельности (нефть, газ, уголь, древесина и тому подобное) полное восстановление докризисных объемов производства сдерживается внешнеэкономическими и логистическими ограничениями».

В сентябре российские промышленные предприятия продолжили корректировать в худшую сторону свои планы и прогнозы. Сводный индекс прогнозов промышленности потерял еще три пункта и опустился до 25-месячного минимума — такого сдержанного оптимизма планов/прогнозов спроса, выпуска и занятости в российской промышленности не было с августа 2022 года, сообщил автор опросов Сергей Цухло из Института народнохозяйственного прогнозирования РАН.

Прогнозы спроса закрепились «в минусе», снизившись в сентябре еще на один пункт после августовского снижения на девять пунктов. Отрицательный баланс прогнозов продаж сложился в российской промышленности впервые после марта 2023 года.

Планы выпуска тоже продолжили августовское снижение, потеряв в сентябре еще шесть пунктов, но остались «в плюсе». То есть в промышленности планы роста выпуска по-прежнему (с августа 2022-го) преобладают над планами его снижения. Однако этот показатель с ноября 2023 года (максимум периода СВО) потерял уже 23 пункта.

Баланс ожидаемых изменений числа работников тоже снизился в сентябре (на два пункта) и тоже остался «в плюсе», то есть промышленность по-прежнему планирует увеличивать число занятых. Однако второй месяц подряд в условиях минимальной безработицы реализовать эти планы не удается: баланс фактических изменений числа работников на предприятиях в августе стал отрицательным (оно сократилось) и остался «в минусе» в сентябре.

Розничный рынок моторных топлив испытывает серьезное напряжение. Сезонный всплеск спроса на фоне ремонтов на некоторых крупных нефтеперерабатывающих заводах привел к заметному росту оптовых цен, который неизбежно «просачивается» на розничный рынок. Средние потребительские цены на дизельное топливо, низко- (Аи-92) и среднеоктановый (Аи-95) бензин за пять месяцев (с апреля по август) выросли соответственно на 3, 5 и 6%. А вот высокооктановые бензины (Аи-98 и выше) подорожали и вовсе на 10%. Интенсивность роста розничных цен на бензин и солярку пока уступает кризисному эпизоду лета прошлого года, но это не повод расслабляться.