Продана «Фрутоняня» — старейшая российская марка детских пюре и каш, созданная в 2000 году, занимающая, по оценкам, 36–40% рынка и принесшая в 2023 году своим акционерам 38 млрд рублей выручки и 6,4 млрд чистой прибыли. Покупателем стала компания «Румелко» — инвестиционный проект владельца Новолипецкого металлургического комбината (НЛМК) Владимира Лисина. Сумма сделки не разглашается, но, по оценкам, она может составить 70–85 млрд рублей.
По мнению наблюдателей, высокая цена продажи АО «Прогресс», производителя «Фрутоняни», справедлива, поскольку включает в себя премию за долю рынка, которая может превышать треть выручки, а также стоимость бренда и других нематериальных активов, таких как отлаженные бизнес-процессы, уникальные рецептуры и технологии. При этом акционеры «Прогресса» задумали продать свой актив давно, в 2011-м, после смерти Юрия Борцова, одного из двух братьев — основателей компании. Но каждый раз не сходились в цене с претендентами на покупку, среди которых были «Нестле», «Хипп» (немецкий бренд детского питания) и «Данон». Так, по неподтвержденным данным, в 2017 году «Фрутоняня» была готова сменить владельца за 500 млн долларов, а рынок давал всего 300 млн. Уход из жизни в 2023 году Николая Борцова, второго брата-основателя, стал дополнительным стимулом к продаже актива, кстати выросшего по выручке за эти годы в 1,65 раза. И вот теперь участники сделки сошлись на сумме, которая по курсу может составить до 900 млн долларов.
АО «Прогресс» создано в 1990 году в Липецке как советско-шведско-бразильское предприятие. Производит детское питание: каши, пюре, соки. Основные активы — завод мощностью более 2 млрд условных единичных упаковок в год. Бренды «Фрутоняня», «Липецкий бювет» (питьевая вода).
Выручка — 38 млрд рублей.
Число сотрудников — 2033 человека.
Щедрость покупателя в данном случае можно объяснить, конечно, его исключительным статусом. Владимир Лисин, по данным РИА «Новости», ссылающегося на рейтинг Bloomberg, является вторым в списке самых богатых людей России, его состояние оценивается в 28,2 млрд долларов. Даже с учетом того, что часть этой суммы представлена акциями того же НЛМК, у Лисина достаточно личных средств для инвестиций: только в виде дивидендов за 2023 год и за первый квартал 2024-го, по данным Bloomberg, он получил 121 млрд рублей.
Однако главная причина, по которой «Фрутоняню» так высоко оценил владелец НЛМК, заключается в стратегическом значении этого актива для холдинга «Румелко» — относительно нового направления бизнеса стального магната. Дело в том, что «Фрутоняня» открывает ему перспективу стать лидером на глобальном рынке продуктов питания.
Что не так в металлургии
Зачем Лисину вообще понадобилось идти в продовольствие? Ответ на этот вопрос кроется в истории «Румелко», зарегистрированного в качестве юрлица еще в 1999 году, но заставившего говорить о себе как об инвестпроекте только в 2019-м. Тогда «Румелко» начал с нуля строить в Тверской области молочное мегахозяйство, состоящее из трех ферм общей плановой мощностью 105 тыс. тонн молока в год. В проект, который должен завершиться в 2025 году, вложено 18 млрд рублей.
В 2021 году молочная тема получила развитие в Калужской области, где «Румелко» приобрел ферму «Оптинские просторы». В результате двухлетней модернизации стоимостью 2 млрд рублей хозяйство стало способно производить до 45 тыс. тонн молока в год. В 2023 году в Алтайском крае в чистом поле была построена третья ферма — производительностью 30 тыс. тонн молока в год; в нее инвестировано более 7 млрд рублей. Таким образом, за пять лет Владимир Лисин вложил в молоко в общей сложности 27 млрд — большие для этой отрасли деньги. Как заявлял инвестор на старте проекта, мощности «Румелко» должны позволить ему войти в первую пятерку производителей сырого молока.
Рискнем предположить, что амбициозный молочный проект родился у стального олигарха не случайно, а под влиянием турбулентности на мировом рынке металлургии, которой в 2019 году аналитики предрекли спад спроса на ближайший период, и спад действительно наступил: в 2020-м из-за пандемии производство стали в ведущих странах Запада упало на 60%. Правда, для России самым большим вызовом оказалась не пандемия, а СВО — после ее начала ведущие игроки отрасли подпали под санкции: «Северсталь» и лично Алексей Мордашов, ММК, «Мечел», «Евраз». И хотя сам Владимир Лисин и НЛМК не входят в санкционные списки, звоночек прозвенел. Не случайно в 2022–2023 годах Лисин расстался с несколькими своими активами: Первой грузовой компанией (железнодорожные перевозки), Окской судоверфью, Средненевским судостроительным заводом, металлургическим заводом «НЛМК-Урал». По мнению наблюдателей, основным мотивом их продажи был риск подпасть под санкции.
В то же время, как показал опыт, сельское хозяйство и пищевая промышленность в России едва ли не самые безопасные с точки зрения санкций отрасли. Уже десять лет, начиная с введения в 2014 году эмбарго в отношении продовольственного импорта, эти отрасли переживают подъем. И одним из главных его выгодоприобретателей является производство и переработка молока.
Потребление молочной продукции в России растет. По данным «Союзмолока», в 2023 году на душу населения пришлось 249 кг молочной продукции — это максимум за последние 28 лет и близко к уровню 1995 года. Мировой спрос на молочную продукцию тоже показывает положительную динамику: эксперты прогнозируют рост объема рынка с 944 млрд долларов в 2023 году до 1,3 трлн в 2030-м. При этом подчеркивается, что мировая молочная отрасль сталкивается со все более серьезными вызовами, такими как изменение климата и волатильность цен. В этих условиях, по мнению аналитиков, в России легче обеспечить относительную стабильность производства молока — благодаря как раз природным и климатическим особенностям. Сегодня на рынке уже ходит мем, что молоко для нас может стать второй нефтью.
Молоко как технология и как стратегия
Сырого молока в некоторых регионах России просто не хватает. В их числе Тверская область, где в 2019 году, на старте проекта «Румелко», производили молока в шесть раз меньше, чем во времена СССР. Похожая картина в Алтайском крае, лидирующем по производству сыров: до прихода «Румелко» переработчики молока были вынуждены возить сюда сырье из Новосибирской области. Поэтому на ферму «Яново» Владимира Лисина, рассчитанную на покрытие только 5% регионального рынка, задолго до ее выхода на проектную мощность потянулись коммерческие агенты региональных холдингов «Киприно» и «Холод».
Но и в федеральном масштабе Россия еще не достигла уровня самообеспеченности молочными продуктами на 90%, как предписано Доктриной национальной безопасности, а в 2023 году этот показатель даже снизился с 86 до 85% из-за опережающего роста потребления (+4%) по сравнению с производством (+3%). Отдельная тема — это дефицит не просто молока, но качественного продукта: с высокими показателями жирности и белка. Ведущие переработчики на рынке всегда готовы были повышать цену закупки на такое сырье.
Дефицит сырья сочетается у нас с недостаточной консолидацией производителей молока. В том же Алтайском крае до «Румелко» на рынке присутствовали лишь личные подсобные и крестьянские (фермерские) хозяйства. Более консолидированные переработчики могли давить на закупочные цены, что, в свою очередь, тормозило развитие молочных хозяйств. Ситуация стала меняться к лучшему лишь с 2017 года в связи с государственной поддержкой производителей молока. Кстати, «Румелко» еще в 2013 году рассматривал возможность инвестировать в молоко, но отказался от этого именно из-за низких закупочных цен в тот момент.
Итак, что может предложить рынку «Румелко» сегодня? Прежде всего стабильные поставки крупных партий качественного сырья, что должно способствовать стабилизации цен на молоко и молочную продукцию. С этой же точки зрения важно, что агрохозяйства Лисина изначально нацелены на эффективное ведение дел: фермы еще не вышли на проектную мощность, а по уровню надоев, согласно данным «Союзмолока», уже входят в топ-десять производителей России. А «Оптинские просторы», которые два года работают с прибылью, вошли бы в тройку лидеров и по надоям (13 тыс. кг в год на одну корову), и по показателю выручки на одного сотрудника (7 млн рублей в год).
Покупка «Фрутоняни» открывает перед Владимиром Лисиным перспективу лидерства на глобальном рынке продуктов питания
Можно сказать, что Владимир Лисин строго следует рекомендациям международных экспертов молочной отрасли, призывающих внедрять в производство технологические и стратегические инновации для поддержания устойчивости бизнеса. Так, алтайское «Яново» сразу проектировали на основе самых передовых технологий. В отсутствие газификации в регионе там решили не строить угольную котельную, а внедрить систему геотермальной энергетики — отопления ферм за счет тепла подземных вод, температура которых всегда держится на уровне плюс 8ºC. Эта же система летом работает на охлаждение воздуха в коровниках. Оборудование хотя и дорогое, импортное, но должно окупиться за три-четыре года, так как перепады температуры воздуха, особенно летняя жара — это ключевой фактор снижения надоев и головная боль всех производителей молока. Кроме того, ферма оборудована системой вентиляторов и штор на окнах, подключенных к датчикам, что гарантирует стабильность теплового режима. На основе датчиков работает и автоматический смыв навоза, на всякий случай также контролируемый инженером в режиме онлайн.
Если говорить о стратегии, то здесь «Румелко» до покупки «Фрутоняни» был неоригинален, хотя и верен линии на выстраивание вертикально интегрированной цепочки, от производства кормов до переработки молока. Сегодня холдинг обеспечивает себя кормами на 80%. В направлении же переработки первый шаг был сделан в 2023 году — приобретением крупнейшего когда-то в Ивановской области, но обанкротившегося молокозавода «Ивмолокопродукт». В соответствии с замыслом инвестора на ивановских мощностях можно будет также перерабатывать часть молока с тверских ферм.
Зато покупка «Фрутоняни» — нетривиальный шаг, открывающий «Румелко» сразу несколько перспективных направлений развития. С точки зрения территориальной речь идет о рынках федерального и мирового масштабов. По оценке Streda Consulting, завод «Прогресс» является номером один в России в производстве сухих каш для прикорма и номером три — в выпуске молочных продуктов для детей. Согласно данным самой компании, в последние годы растут и экспортные поставки, правда, направления экспорта и его объем не раскрываются.
По мнению Артема Белова, генерального директора объединения «Союзмолоко», основным драйвером молочной отрасли в ближайшие годы вообще станет не внутренний рынок, а внешний. Однако тут речь идет не только о расширении географии, но и о развитии продукта. Внешние рынки требуют прежде всего специализированных продуктов, в частности ингредиентов, которые могут быть получены при глубокой переработке молока. Последняя в России развивается, но масштабы пока недостаточны для того, чтобы позволить стать заметным игроком в этой нише. Например, производство сывороточного и казеинового белков, ключевых ингредиентов в заменителях грудного молока, в спортивном, лечебном и специализированном питании до сих пор развито слабо или отсутствует вовсе, поскольку требует больших инвестиций и редких компетенций. Зато рынок для этих продуктов практически безразмерен.