Инвестиции стального магната: молоко, пюре и каши

Вера Краснова
редактор отдела компаний и менеджмента «Монокль»
Сергей Кудияров
специальный корреспондент «Монокль»

Агрохолдинг «Румелко», принадлежащий Владимиру Лисину и Новолипецкому металлургическому комбинату, приобрел производителя детского питания «Фрутоняня»

ТАСС
Завод «Прогресс» является производителем номер один в России сухих каш для прикорма и номер три — молочных продуктов для детей

Продана «Фрутоняня» — старейшая российская марка детских пюре и каш, созданная в 2000 году, занимающая, по оценкам, 36–40% рынка и принесшая в 2023 году своим акционерам 38 млрд рублей выручки и 6,4 млрд чистой прибыли. Покупателем стала агрокомпания «Румелко» — инвестиционный проект Новолипецкого металлургического комбината (НЛМК) и его владельца Владимира Лисина. Сумма сделки не разглашается, но, по оценкам, она может составить 70–85 млрд рублей.

По мнению наблюдателей, высокая цена продажи АО «Прогресс», производителя «Фрутоняни», справедлива, поскольку включает в себя премию за долю рынка, которая может превышать треть выручки, а также стоимость бренда и других нематериальных активов, таких как отлаженные бизнес-процессы, уникальные рецептуры и технологии. При этом акционеры «Прогресса» задумали продать свой актив давно, в 2011-м, после смерти Юрия Борцова, одного из двух братьев — основателей компании. Но каждый раз не сходились в цене с претендентами на покупку, среди которых были «Нестле», «Хипп» (немецкий бренд детского питания) и «Данон». Так, по неподтвержденным данным, в 2017 году «Фрутоняня» была готова сменить владельца за 500 млн долларов, а рынок давал всего 300 млн. Уход из жизни в 2023 году Николая Борцова, второго брата-основателя, стал дополнительным стимулом к продаже актива, кстати выросшего по выручке за эти годы в 1,65 раза. И вот теперь участники сделки сошлись на сумме, которая по курсу может составить до 900 млн долларов.

АО «Прогресс» создано в 1990 году в Липецке как советско-шведско-бразильское предприятие. Производит детское питание: каши, пюре, соки. Основные активы — завод мощностью более 2 млрд условных единичных упаковок в год. Бренды «Фрутоняня», «Липецкий бювет» (питьевая вода).

Выручка — 38 млрд рублей.

Число сотрудников — 2033 человека.

Группа НЛМК основана как Новолипецкий металлургический комбинат в 1934 году (приватизирован в 1992-м). Производитель высококачественной стальной продукции. Производственные активы — сталелитейные предприятия в России (в 2021 году — 21% в российском производстве стали), США и Европе, Индии, предприятия по добыче сырья (Стойленский ГОК, Стагдок, «Доломит», «Алтай-Кокс»), агрохолдинг «Румелко» (пять ферм — в Тверской, Калужской областях, Алтайском крае, молокозавод «Ивмолокопродукт»).

Выручка — 933,4 млрд рублей.

Число сотрудников — 44 440 человек.

Щедрость покупателя в данном случае можно объяснить, конечно, его исключительным статусом. Владимир Лисин, по данным РИА «Новости», ссылающегося на рейтинг Bloomberg, является вторым в списке самых богатых людей России, его состояние оценивается в 28,2 млрд долларов. Даже с учетом того, что часть этой суммы представлена акциями того же НЛМК, у Лисина достаточно личных средств для инвестиций: только в виде дивидендов за 2023 год и за первый квартал 2024-го, по данным Bloomberg, он получил 121 млрд рублей.

Однако главная причина, по которой «Фрутоняню» так высоко оценил владелец НЛМК, заключается в стратегическом значении этого актива для агрохолдинга «Румелко» — относительно нового направления бизнеса стального магната. Дело в том, что «Фрутоняня» открывает ему перспективу стать лидером на глобальном рынке продуктов питания.

Что не так в металлургии

Зачем Лисину вообще понадобилось идти в продовольствие? Ответ на этот вопрос кроется в истории «Румелко», зарегистрированного в качестве юрлица еще в 1999 году, но заставившего говорить о себе как об инвестпроекте только в 2019-м. Тогда «Румелко» начал с нуля строить в Тверской области молочное мегахозяйство, состоящее из трех ферм общей плановой мощностью 105 тыс. тонн молока в год. В проект, который должен завершиться в 2025 году, вложено 18 млрд рублей.

В 2021 году молочная тема получила развитие в Калужской области, где «Румелко» приобрел ферму «Оптинские просторы». В результате двухлетней модернизации стоимостью 2 млрд рублей хозяйство стало способно производить до 45 тыс. тонн молока в год. В 2023 году в Алтайском крае в чистом поле была построена третья ферма — производительностью 30 тыс. тонн молока в год; в нее инвестировано более 7 млрд рублей. Таким образом, за пять лет Владимир Лисин вложил в молоко в общей сложности 27 млрд — большие для этой отрасли деньги. Как заявлял инвестор на старте проекта, мощности «Румелко» должны позволить агрохолдингу войти в первую пятерку производителей сырого молока.

Рискнем предположить, что амбициозный молочный проект родился у стального олигарха не случайно, а под влиянием турбулентности на мировом рынке металлургии, которой в 2019 году аналитики предрекли спад спроса на ближайший период, и спад действительно наступил: в 2020-м из-за пандемии производство стали в ведущих странах Запада упало на 60%. Правда, для России самым большим вызовом оказалась не пандемия, а СВО — после ее начала ведущие игроки отрасли подпали под санкции: «Северсталь» и лично Алексей Мордашов, ММК, «Мечел», «Евраз». И хотя сам Владимир Лисин и НЛМК не входят в санкционные списки, звоночек прозвенел. Не случайно в 2022–2023 годах Лисин расстался с несколькими своими активами: Первой грузовой компанией (железнодорожные перевозки), Окской судоверфью, Средненевским судостроительным заводом, металлургическим заводом «НЛМК-Урал». По мнению наблюдателей, основным мотивом их продажи был риск подпасть под санкции.

В то же время, как показал опыт, сельское хозяйство и пищевая промышленность в России едва ли не самые безопасные с точки зрения санкций отрасли. Уже десять лет, начиная с введения в 2014 году эмбарго в отношении продовольственного импорта, эти отрасли переживают подъем. И одним из главных его выгодоприобретателей является производство и переработка молока.

Потребление молочной продукции в России растет. По данным «Союзмолока», в 2023 году на душу населения пришлось 249 кг молочной продукции — это максимум за последние 28 лет и близко к уровню 1995 года. Мировой спрос на молочную продукцию тоже показывает положительную динамику: эксперты прогнозируют рост объема рынка с 944 млрд долларов в 2023 году до 1,3 трлн в 2030-м. При этом подчеркивается, что мировая молочная отрасль сталкивается со все более серьезными вызовами, такими как изменение климата и волатильность цен. В этих условиях, по мнению аналитиков, в России легче обеспечить относительную стабильность производства молока — благодаря как раз природным и климатическим особенностям. Сегодня на рынке уже ходит мем, что молоко для нас может стать второй нефтью.

Молоко как технология и как стратегия

Сырого молока в некоторых регионах России просто не хватает. В их числе Тверская область, где в 2019 году, на старте проекта «Румелко», производили молока в шесть раз меньше, чем во времена СССР. Похожая картина в Алтайском крае, лидирующем по производству сыров: до прихода «Румелко» переработчики молока были вынуждены возить сюда сырье из Новосибирской области. Поэтому на ферму «Яново» Владимира Лисина, рассчитанную на покрытие только 5% регионального рынка, задолго до ее выхода на проектную мощность потянулись коммерческие агенты региональных холдингов «Киприно» и «Холод».

Но и в федеральном масштабе Россия еще не достигла уровня самообеспеченности молочными продуктами на 90%, как предписано Доктриной национальной безопасности, а в 2023 году этот показатель даже снизился с 86 до 85% из-за опережающего роста потребления (+4%) по сравнению с производством (+3%). Отдельная тема — это дефицит не просто молока, но качественного продукта: с высокими показателями жирности и белка. Ведущие переработчики на рынке всегда готовы были повышать цену закупки на такое сырье.

Дефицит сырья сочетается у нас с недостаточной консолидацией производителей молока. В том же Алтайском крае до «Румелко» на рынке присутствовали лишь личные подсобные и крестьянские (фермерские) хозяйства. Более консолидированные переработчики могли давить на закупочные цены, что, в свою очередь, тормозило развитие молочных хозяйств. Ситуация стала меняться к лучшему лишь с 2017 года в связи с государственной поддержкой производителей молока. Кстати, «Румелко» еще в 2013 году рассматривал возможность инвестировать в молоко, но отказался от этого именно из-за низких закупочных цен в тот момент.

Итак, что может предложить рынку «Румелко» сегодня? Прежде всего стабильные поставки крупных партий качественного сырья, что должно способствовать стабилизации цен на молоко и молочную продукцию. С этой же точки зрения важно, что агрохолдинг Лисина изначально нацелен на эффективное ведение хозяйства: фермы еще не вышли на проектную мощность, а по уровню надоев, согласно данным «Союзмолока», уже входят в топ-десять производителей России. А «Оптинские просторы», которые два года работают с прибылью, вошли бы в тройку лидеров и по надоям (13 тыс. кг в год на одну корову), и по показателю выручки на одного сотрудника (7 млн рублей в год).

Покупка «Фрутоняни» открывает перед Владимиром Лисиным перспективу лидерства на глобальном рынке продуктов питания

Можно сказать, что Владимир Лисин строго следует рекомендациям международных экспертов молочной отрасли, призывающих внедрять в производство технологические и стратегические инновации для поддержания устойчивости бизнеса. Так, алтайское «Яново» сразу проектировали на основе самых передовых технологий. В отсутствие газификации в регионе там решили не строить угольную котельную, а внедрить систему геотермальной энергетики — отопления ферм за счет тепла подземных вод, температура которых всегда держится на уровне плюс 8ºC. Эта же система летом работает на охлаждение воздуха в коровниках. Оборудование хотя и дорогое, импортное, но должно окупиться за три-четыре года, так как перепады температуры воздуха, особенно летняя жара — это ключевой фактор снижения надоев и головная боль всех производителей молока. Кроме того, ферма оборудована системой вентиляторов и штор на окнах, подключенных к датчикам, что гарантирует стабильность теплового режима. На основе датчиков работает и автоматический смыв навоза, на всякий случай также контролируемый инженером в режиме онлайн.

Если говорить о стратегии, то здесь «Румелко» до покупки «Фрутоняни» был неоригинален, хотя и верен линии на выстраивание вертикально интегрированной цепочки, от производства кормов до переработки молока. Сегодня агрохолдинг обеспечивает себя кормами на 80%. В направлении же переработки первый шаг был сделан в 2023 году — приобретением крупнейшего когда-то в Ивановской области, но обанкротившегося молокозавода «Ивмолокопродукт». В соответствии с замыслом инвестора на ивановских мощностях можно будет также перерабатывать часть молока с тверских ферм.

Зато покупка «Фрутоняни» — нетривиальный шаг, открывающий «Румелко» сразу несколько перспективных направлений развития. С точки зрения территориальной речь идет о рынках федерального и мирового масштабов. По оценке Streda Consulting, завод «Прогресс» является номером один в России в производстве сухих каш для прикорма и номером три — в выпуске молочных продуктов для детей. Согласно данным самой компании, в последние годы растут и экспортные поставки, правда, направления экспорта и его объем не раскрываются.

По мнению Артема Белова, генерального директора объединения «Союзмолоко», основным драйвером молочной отрасли в ближайшие годы вообще станет не внутренний рынок, а внешний. Однако тут речь идет не только о расширении географии, но и о развитии продукта. Внешние рынки требуют прежде всего специализированных продуктов, в частности ингредиентов, которые могут быть получены при глубокой переработке молока. Последняя в России развивается, но масштабы пока недостаточны для того, чтобы позволить стать заметным игроком в этой нише. Например, производство сывороточного и казеинового белков, ключевых ингредиентов в заменителях грудного молока, в спортивном, лечебном и специализированном питании до сих пор развито слабо или отсутствует вовсе, поскольку требует больших инвестиций и редких компетенций. Зато рынок для этих продуктов практически безразмерен.