Таким образом, за одну неделю продажи автотранспортных средств в нашей стране выросли на 19,2%. И это коснулось всех сегментов рынка. Так, реализация легковых машин увеличилась на 18,6%, до 49 438 штук; легких коммерческих автомобилей (LCV) — на 27,8%, до 3003 штук; грузовиков — на 19,4%, до 3289 штук; автобусов — на 43,3%, до 321 штуки.
На автомобили есть, как видно, активный спрос. А некоторую его горячность эксперты единодушно объясняют индексацией утилизационного сбора, от которой логично ждут толчка для повышения цен. Собственно говоря, он там запрограммирован.
Что же касается утилизационного сбора, то о планах ввести его было известно заранее, сначала по слухам, затем уже точно, и его ждали, цены росли, продажи тоже, опять ждали, ждали и дождались.
«Некоторые дилеры уже обновили ценники, и, судя по ним, повышение не всегда зеркально размеру увеличения утильсбора. Он введен с октября, и, по моим предположениям, цены будут расти на протяжении нескольких месяцев, пока на стоке у дилеров остаются уже ввезенные автомобили. Ситуация на авторынке зависит от многих факторов, в том числе от экономической ситуации в стране и от политики автопроизводителей», — говорит Михаил Коптев, коммерческий директор федеральной транспортной компании «Скиф-Карго».
В преддверии повышения утилизационного сбора некоторые автопроизводители стали увеличивать стоимость своих моделей, закладывая в розничные цены грядущие издержки, подтверждает руководитель направления по работе с представительствами легкового автотранспорта ГК «Альфа-Лизинг» Анастасия Байбароша. В сентябре семь марок из КНР и России повысили цены на свои машины, а две, напротив, снизили. В число первых вошли марки JAECOO, Belgee, Chery, GAC и Sollers. Снизили цены Weу и Exeed.
Повышение утилизационного сбора окажет серьезное влияние на автомобили премиальных брендов, которые ввозят при помощи параллельного импорта, так как для них действует повышенный тариф этого сбора. Но авто массового сегмента с объемом двигателя более трех литров тоже станут дороже, поскольку для них коэффициент утильсбора увеличится в два раза, даже в случае, если машина ввозится для личного пользования.
Российский авторынок входит в эпоху планового, директивного удорожания, когда рост цен становится не прихотью участников рынка, а его законодательно запрограммированной сутью, считает доктор делового администрирования (MBA/DBA) по юриспруденции и по экономике и управлению Роман Синицын. В этом есть определенное благо предсказуемости, особенно для долгосрочных бизнес-стратегий. Но для конечных потребителей, увы, это означает неизбежное удорожание личного автотранспорта.
С другой стороны, шанс укрепить свои позиции получают отечественные автопроизводители — за счет ценовых преференций. Ну а государственная казна благодаря утильсборам определенно пополнится. Хотя по справедливости эти деньги неплохо было бы вернуть в автопром для его модернизации и повышения конкурентоспособности. Но это уже тема для отдельной дискуссии.
В парадигме рынка смещаются роли и приоритеты. Выигрывает тот, кто заранее готов к переменам и встроен в новую систему координат. А потребителю остается принять новую реальность и, возможно, пересмотреть свои автомобильные планы и мечты. Автомобиль, при всей своей дороговизне, остается символом свободы передвижения. А за свободу, как водится, приходится платить. Такова плата за проезд к новым горизонтам автомобилизации нашей необъятной Родины.