Партия «Грузинская мечта», находящаяся у власти уже 12 лет, получила 53,92% голосов избирателей, а партия бывшего президента Грузии Михаила Саакашвили «Единое национальное движение», позиционирующая себя как главная прозападная политическая сила страны, получила 10,16% голосов. Еще одна новая политическая партия «Ахали», соревнующаяся за звание самой прозападной, набрала 11,3%. А две центристские партии — «Лело для Грузии» и «За Грузию» — получили 8,81 и 7,76% соответственно.
Однако главная интрига выборов состояла не в том, сможет ли «Грузинская мечта» продлить свой мандат: в популярности правящей партии не было сомнений, — а в том, как далеко готова зайти оппозиция в желании захватить власть и насколько Запад будет готов поддержать эту попытку.
Отношения США с Грузией неожиданно обострились осенью 2022 года, когда Агентство США по международному развитию (USAID) в своем докладе обвинило экс-премьера правительства Грузии, основателя правящей партии «Грузинская мечта» Бидзину Иванишвили «в захвате государства», в коррупции и создании «экономической зависимости Грузии от России», при том что доля России в объеме грузинской внешней торговли по итогам 2022 года составила скромные 13,1%. Тогда все подумали, что Вашингтон набросился на Тбилиси за отказ ввести антироссийские санкции. Однако непосредственно перед последними парламентскими выборами Иванишвили сообщил, что некий «западный чиновник» предложил премьер-министру Грузии Ираклию Гарибашвили (занимавшему этот пост с февраля 2021-го по февраль 2024-го) ни много ни мало начать войну против России, с задачей продержаться «три-четыре дня», а потом «уйти в лес, организовав партизанское движение».
В начале 2024 года на съезде «Грузинской мечты» Бидзина Иванишвили объявил о своем возвращении в политику — его избрали почетным председателем партии. «Геополитическая обстановка вокруг нашей страны осложнилась, и вызовы возросли. В таких условиях даже небольшие ошибки правительства могут обойтись стране очень дорого», — заявил Иванишвили. А весной 2024 года власти Грузии объявили о намерении принять закон «О прозрачности иностранного влияния», который предусматривает декларирование доходов и расходов всеми НПО, НКО и СМИ, у которых зарубежное финансирование составляет более 20% от их общего бюджета. Это был явный выпад против финансируемых Вашингтоном многочисленных грузинских «грантоедов». Хотя закон не запрещал деятельность этих организаций, а лишь заставлял показывать, на чьи деньги они существуют, Вашингтон раскритиковал законопроект. «Он подрывает приверженность Грузии евроатлантической интеграции и рискует свести Грузию с ее европейского пути», — завил представитель Госдепа США Мэтью Миллер. Хотя в США действует куда более жесткий закон об иноагентах, который, в отличие от грузинского, в случае нарушения предусматривает не штраф, а тюремное заключение, и вообще, какое отношение Вашингтон имеет к «европейскому пути»?
А уже в сентябре этого года отношения Тбилиси с Западом были испорчены окончательно. Бидзина Иванишвили призвал признать вину за войну Грузии против Осетии 2008 года, которую спровоцировал Запад. «Как только закончатся [парламентские] выборы 26 октября, когда будут осуждены зачинщики войны, когда абсолютно все виновные в разрушении грузино-осетинского братства получат строгую юридическую оценку, тогда мы обязательно найдем в себе силы извиниться за то, что согласно полученной извне задаче предательское “Национальное движение” в 2008 году охватило пламенем огня наших осетинских сестер и братьев. А поскольку одним из важнейших краеугольных камней нашей, грузин и осетинов, христианской веры является прощение, я уверен, что братоубийственное противостояние, которое враги Грузии развязали для наших народов, закончится историческим взаимным прощением и искренним примирением», — сказал он.
В ответ США ввели финансовые санкции против родственников Иванишвили, а Брюссель дал прямо понять грузинским избирателям: либо шанс на вступление в ЕС в неясной перспективе, либо голосование за партию «Грузинская мечта». Взвесив все «за» и «против», грузинский избиратель предпочел мир и экономическое процветание.
Президент Грузии Саломе Зурабишвили, исполняющая представительские функции, заявила, что на выборах победила оппозиция, а итоги выборов были сфальсифицированы, хотя, по ее собственному признанию, доказательств этому нет. Тем не менее президент призвала граждан протестовать и добиваться перевыборов. Прокуратура Грузии пригласила Зурабишвили прийти и рассказать об известных ей фактах фальсификаций, но она отказалась. А один из лидеров партии «Единое национальное движение» Георгий Вашадзе потребовал проведения повторных выборов, организованных «международной администрацией».
Не смогли привести фактов конкретных нарушений, повлиявших на итоги голосования, и 529 международных наблюдателей из 42 стран. На двух участках были совершены попытки вброса бюллетеней, но явно не с целью повлиять на итоги голосования, а для получения картинки «массовых нарушений. Результаты голосования на этих участках были аннулированы, а виновным грозит до двух лет лишения свободы.
Однако это не помешало госсекретарю США Энтони Блинкену заявить: «Мы осуждаем все нарушения международных норм и присоединяемся к призывам международных и местных наблюдателей провести полное расследование всех сообщений о нарушениях, связанных с выборами».
Под стенами грузинского парламента собрались оппозиционные политики и несколько тысяч их сторонников. Толпа протестующих постояла, поразмахивала флагами Грузии и ЕС, но не захотела не только штурмовать парламент, но и оставаться ночевать на площади. И разошлась по домам.