Поскольку будущий глава Белого дома в ходе предвыборной кампании обещал ввести 20-процентные пошлины на импорт из всех стран, включая ЕС, и давал понять, что намерен прекратить содержать Украину, европейские лидеры приуныли.
Раньше изнеженной европейской элите казался карой господней первый президентский срок Трампа, в ходе которого он требовал поднять расходы на оборону до 2% ВВП и ввел пошлины на незначительную часть товаров из ЕС. Теперь они понимают: тот период был манной небесной по сравнению с вновь открывшейся перспективой полностью оплачивать свою оборону, для чего придется еще больше увеличить военные расходы и самим содержать Украину, причем все это будет происходить на фоне неизбежной рецессии, вызванной американскими пошлинами.
К счастью, на следующий день после объявления итогов президентских выборов в США было намечено открытие в Венгрии саммита европейского политического сообщества, где лидеры ЕС получили возможность собраться и обменяться мнениями и заранее приготовленными планами своих дальнейших действий. Обсудив ситуацию, лидеры современного западного мира обратились к Трампу… с просьбой не вводить пошлины и не прекращать помощь Украине! Ну что же, это был неожиданный, нетривиальный и на редкость прямолинейный подход к разрешению экзистенциальной угрозы.
Еще более комичной оказалась разительная перемена, произошедшая в иерархии Евросоюза. Поскольку саммит проходил в Будапеште, сначала предполагалось, что европейские лидеры «первого сорта» — председатель Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен, председатель Европейского совета Шарль Мишель и лидеры крупных стран Западной Европы — как бы снизойдут к премьер-министру Венгрии Виктору Орбану, несмотря на его регулярное непослушание. Однако, приехав в столицу Венгрии, они вместо проштрафившегося подчиненного застали там «полномочного представителя Трампа в ЕС» и были вынуждены вокруг него почтительно кучковаться: «мы приехали к ревизору».
Дело в том, что венгерский лидер поддерживал с Дональдом Трампом хорошие личные отношения еще до его победы на состоявшихся во вторник президентских выборах. Теперь, если кому-то из европейских лидеров нужно будет обратиться к президенту США с неформальной просьбой, лучше всего попросить о посредничестве Орбана, на которого, в отличие от большинства европейских лидеров, у Трампа нет аллергии.
А летом этого года Виктор Орбан совершил дипломатическое турне, сначала посетив Киев, где провел переговоры с бывшим (за неимением нового) президентом Украины Владимиром Зеленским, после которых объявил прессе, что предлагал ему немедленно прекратить огонь ради начала мирных переговоров, но Зеленский отказался. Затем Орбан приехал в Москву, где провел переговоры с Владимиром Путиным, что вызвало настоящую истерику у высших чиновников ЕС. А Шарль Мишель тогда заявил, что Венгрия не имеет мандата на взаимодействие с Россией от имени ЕС. Вероятнее всего, Орбан подумал: «Не очень-то и хотелось», — но, как умный человек, не ввязался в перебранку с невоспитанными и недальновидными людьми. Затем Орбан отправился в США на юбилейный саммит НАТО и, не дожидаясь его завершения, приехал к Дональду Трампу в его флоридскую резиденцию Мар-а-Лаго, чтобы обсудить продолжение своей миротворческой миссии. А в ходе избирательной кампании Трамп напоминал гражданам США, что его посещал премьер Венгрии.
Сегодня многие удивляются тому сложному политическому и экономическому положению, в котором оказался ЕС, а главное, неспособности его элит найти выход из сложившейся ситуации. Но чему тут удивляться, если четыре месяца назад у них не хватило ума даже просто промолчать и не критиковать миротворческую миссию Орбана. Они опасались того, что президент США Джо Байден пристально следит за ними, в то время как тот часто терял из виду даже самого себя.
А Орбан во время саммита ЕС на правах хозяина (как площадки, так и положения) заявил, что ранее согласованное выделение Украине 50 млрд евро стало после победы Трампа на выборах «открытым вопросом», и на этот раз ему никто особо не возражал.
Если бы не Зеленский, присутствовавший на саммите, европейские лидеры выглядели бы совсем глупо, но он фактически спас их. Если у лидеров ЕС хватило ума перестать дразнить Трампа после его победы на президентских выборах, то у Зеленского не хватило соображения и на это. Он продолжил утверждать, что не примет мира не на своих условиях, требовал отдать ему не 50 млрд евро, а все 300 млрд замороженных российских активов, и на его фоне лидеры ЕС выглядели уже не так жалко и глупо.
Еще одним ярким примером профнепригодности старых европейских элит стала Германия, где наконец-то развалилась правящая коалиция, чьей работой недовольны 85% граждан страны. А это политика действительно очень странная — когда германская промышленность оказалась неконкурентоспособной, в том числе из-за отказа от российских энергоносителей, канцлер ФРГ Олаф Шольц развел руками: что же делать — не вписалась в рынок, пусть закрывает свои заводы. За последние три года в промышленности было потеряно 300 тысяч рабочих мест! Однако при этом десятки миллиардов евро были, есть и будут на войну на Украине, на мигрантов, на зеленую энергетику, которые, по всей видимости, «вписались в рынок». В январе этого года в бундестаге состоится голосование по вотуму доверия правительству, и, если депутаты откажут ему в поддержке, Германию ожидают досрочные парламентские выборы.
Историки иногда жалуются: несмотря на кропотливое исследование документов, они не могут понять, почему политики прошлого не предотвратили ту или иную надвигающуюся катастрофу. А оказывается, все предельно просто: для понимания прошлого достаточно всего лишь внимательно посмотреть на современных политических деятелей.