Тихая охота биотехнологов

Наталья Быкова
обозреватель «Монокль»
9 декабря 2024, 06:00
№50

В науке готова почва для формирования большого рыночного сегмента — множества продуктов на основе грибов, от лекарственных препаратов и БАДов до суперфудов. Самые востребованные на сегодня виды растут в России и странах Азии

YANG MEIQING/VCG
Благодаря науке высшие грибы становятся особо ценным товаром и основой для лекарств будущего
Читайте Monocle.ru в

Полезные свойства грибов подтверждаются сотнями лабораторий, ведущие международные журналы публикуют по ним обзоры и статьи. Грибы становятся очередным кандидатом в «эликсиры долголетия и молодости», а также сырьем с прогнозируемым ростом цен.

Неофициально высшие грибы давно считаются «живыми лекарствами». Их использовали в народной медицине тысячелетиями — сначала в ритуалах, затем как основу для настоек, помогающих при заболеваниях верхних дыхательных путей, сердца и печени. Известно, что сам Оноре де Бальзак, когда бывал в Санкт-Петербурге, успешно лечил язву желудка распространенной в российских лесах веселкой обыкновенной (на латыни ее название звучит еще интереснее: Phallus impudicus).

Но ученые стали проявлять интерес к грибам относительно недавно, современные исследования представителей этого царства живой природы начались всего три десятилетия назад. Наибольшее количество научных публикаций выходит по трутовикам: рейше, ежовику гребенчатому, шиитаке и грифоле курчавой. Все они живут на стволах мертвых лиственных деревьев, встречаются в наших лесах, но не считаются трофеями у грибников и не употребляются в пищу в России. Зато в странах Юго-Восточной Азии эти виды грибов и собирают, и разводят — из них готовят еду, делают традиционные лекарства и удобрения для почвы. На фармацевтическом рынке региона даже имеется несколько средств на основе высших грибов, в том числе уникальный китайский инъекционный препарат для лечения мышечных заболеваний.

Действующим веществом всех подобных лекарств, как зарегистрированных, так и еще исследуемых в лабораториях и клиниках, служат особые соединения — полисахариды, которые образуются в теле гриба или грибницы в результате метаболизма. Опытным путем доказано, что их разновидности способны подавлять опухоли, препятствовать тромбообразованию, стимулировать иммунитет, бороться с вирусами, бактериями и аллергенами. Синтезировать полные аналоги натуральных соединений пока не удается — химические эквиваленты получаются более токсичными. Поэтому ученые экспериментируют с природными источниками полисахаридов.

Но трутовики, фармакологическая активность которых уже подтверждена, не собирают в лесу: эти грибы достаточно редкие, некоторые и вовсе занесены в Красную книгу. Ученые выращивают их сами в зерновых субстратах. Ферментируя почву, грибы и вырабатывают ценные полисахариды. Часто лекарственные вещества метаболизируются непосредственно в субстрат, который, в отличие от природных, древесных аналогов, также пригоден в пищу.

Нынешний ажиотаж вокруг грибов напоминает бум антиоксидантов 1980-х годов. Только теперь надежды на продление молодости связывают с трутовиками и лисичками

Дорогостоящего оборудования процесс извлечения таких соединений не требует. «Методика довольно простая: экстракция полисахаридов горячей водой с последующим осаждением спиртом и очисткой растворителями. Выход достигает 10–12 процентов от массы мицелия или плодовых тел. Это относительно немного, поэтому стоимость чистых полисахаридов достаточно высокая», — поясняет Дмитрий Попыванов, заведующий лабораторией биотехнологических методов селекции кировского Федерального аграрного научного центра Северо-Востока им. Н. В. Рудницкого (ФАНЦ), где запущено несколько крупных проектов по грибам.

Считается, что важную роль в синтезе играет качество питательной среды, в которой развивается грибница. Много экспериментов сегодня проводится именно с почвой, а в вышедших на рынок продуктах состав культурного субстрата указывается как конкурентное преимущество.

В ФАНЦ, например, пришли к выводу, что полисахариды из грибов, выращенных на субстрате из вятской ржи, обладают наибольшим терапевтическим потенциалом как стресс-протекторные вещества (рожь в данном случае служит дополнительным источником пищевых волокон и улучшает работу ЖКТ). В экспериментах in vitro они помогали клеткам сохранять более высокую фагоцитарную, бактерицидную и антиоксидантную активность и в целом улучшали их выживаемость в период стресс-заморозки.

В России с грибами работают лаборатории шести крупных институтов и научных центров, в том числе НЦ «Вектор» и Российский онкологический научный центр им. Н. Н. Блохина.

Но полноценных противовирусных и противораковых фармпрепаратов на основе грибов на отечественном рынке в ближайшее время ожидать не стоит — если дело вообще до этого когда-нибудь дойдет. «В России для регистрации фармпрепаратов необходимо чистое действующее вещество. Полисахариды грибов — сложные по структуре соединения, в составе которых часто присутствуют белки, что и обусловливает высокую биологическую активность таких комплексов, — комментирует Дмитрий Попыванов. — Кроме того, достаточно высокая вариабельность состава получаемых биологически активных соединений культивированных грибов от партии к партии не укладывается в существующие нормативы для производства фармпрепаратов. Решением проблемы может стать декларирование грибных продуктов в качестве пищевых либо оформление сертификата о регистрации в качестве БАДов, что мы сейчас и наблюдаем на российском рынке».

Грибы начинают формировать собственную нишу в быстрорастущих сегментах БАДов и суперфудов. Потенциал для рыночного взлета у них большой — он обусловлен и растущим спросом на органические продукты, и популярностью вегетарианских и веганских диет, и обнадеживающими результатами последних научных экспериментов.

На «грибной волне» продвигаются не только трутовики, но и, например, распространенные в российских лесах лисички, на основе которых уже выпущены капсулы для улучшения пищеварения. А экспорту этих грибов не мешают даже усложненные с недавних пор схемы международной торговли: по данным Россельхознадзора, европейские страны, в частности Литва и Германия, ежегодно увеличивают закупку лисичек на сотни тонн (в 2024 году экспорт взлетел почти на 50% к предыдущему году, при этом вверх идет и динамика роста).

Недавно также стало известно, что американцы в обход санкций закупают в России мухоморы в немыслимых количествах — тонны сухого вещества. Лесных красавцев рекламируют как средство от депрессии: известно, что в мухоморах содержатся психоактивные компоненты — этим свойством грибов, кстати, издавна пользовались шаманы для достижения измененного состояния сознания. Однако ученые не рекомендуют верить рекламным обещаниям: во-первых, мухоморы пока недостаточно изучены, а во-вторых, они содержат сильные токсины — аманитин, мускарин и иботеновую кислоту, способные причинить вред здоровью.

Нынешний всплеск интереса к грибам напоминает бум антиоксидантов, который пришелся на 1980-е годы, — тогда продукты с флавоноидами и другими веществами, теоретически подавляющими окислительный стресс, называли «лекарством от старения». Сейчас антиоксиданты утратили большую часть былой популярности, однако поиски новых источников здоровья и долголетия продолжаются. И это оправданно: при всех проблемах в мире средняя продолжительность жизни людей неуклонно растет, а возраст наступления старости отодвигается на более поздние сроки.