Теперь при рекламировании своих услуг на маркетплейсах, туристических агрегаторах, в социальных сетях и проч. коллективные средства размещения (отели, хостелы, кемпинги, глемпинги и т. д.) должны указывать свой идентификационный номер из государственного реестра классифицированных объектов и давать ссылку на этот реестр. Без такого указания электронные сервисы будут обязаны снять объявление с платформы. Более того, в обязанности интернет-платформ станет входить проверка наличия ссылки на реестр и достоверности информации, представляемой средством размещения.
Декларируемые правительством цели нововведения — защитить потребителя от мошенничества и предоставления ему некачественных услуг, гарантия безопасности проживания и т. д. И с этим трудно поспорить. Но очевидны и другие цели — обеление индустрии гостеприимства в стране, борьба с нелегальным предпринимательством в этой сфере, которое никак не удается преодолеть.
По данным Алексея Волкова, президента Общенационального союза индустрии гостеприимства, в реестре классифицированных отелей сегодня числятся 22 тыс. гостиниц, в то время как на ключевых российских агрегаторах, таких как Ostrovok, «Яндекс Путешествия» и другие, свои услуги продают сто с лишним тысяч коллективных средств размещения. А с учетом средств индивидуального размещения: квартир, апартаментов, гостевых домов и т. д. — и вовсе миллионы объектов предлагают свои услуги. «Если смотреть в разрезе регионов, — продолжает Алексей Волков, — то, например, в Крыму 1140 легальных коллективных средств размещения и 9000 нелегальных, в Краснодарском крае — 4600 легальных и 20 тысяч нелегальных». То есть теневой рынок составляет серьезную конкуренцию легально работающему бизнесу, особенно на популярных туристических направлениях: на юге страны, на Кавказе, на Алтае.
Теперь все коллективные средства размещения, чтобы продвигать свои услуги, должны пройти классификацию и регистрацию в госреестре. Будет создан и реестр самих туристических агрегаторов, с тем чтобы турист мог ориентироваться в степени благонадежности того или иного маркетплейса. Попавшие в реестр агрегаторы должны будут нести ответственность вместе с поставщиком услуг за их качество; это касается в том числе индивидуальных средств размещения. Поэтому, чтобы разместить объявление на агрегаторе, поставщик услуг должен представить пакет документов: права собственности на объект, документ о регистрации самозанятого или ИП, физический и юридический адреса и т. д. При наличии этой информации агрегатор в дальнейшем сможет направить поставщику услуги претензии, полученные от клиентов.
Самый главный вопрос, возникающий при обсуждении этой темы, — смогут ли отели вообще экономически существовать после обеления. Понятно, что многие владельцы коллективных средств размещения начнут теперь искать другие способы продвижения своих услуг, работать с неподконтрольными агрегаторами и т. д. Но будут ли те, кто захочет обелиться? «Рентабельность легального гостиничного бизнеса — до пяти процентов. Кто захочет жить с такой рентабельностью? Плюс очень жесткие технические нормы, стандарты безопасности. Поэтому так туго идет обеление на этом рынке. Мы считаем, что помимо кнута нужно бизнесу предлагать и пряники, например амнистию, какие-то иные подходы к налогообложению, или ввести упрощенные стандарты безопасности, скажем чтобы была не сигнализация за десять миллионов рублей, а просто огнетушители и кнопки пожарного выхода. Или какие-то беспроцентные займы, гранты на расширение бизнеса: создание дополнительной инфраструктуры, модернизацию номерного фонда и так далее. Чтобы бизнес мог сказать: вот, я развиваюсь за счет того, что легализовался», — говорит Алексей Волков.
Очевидно, что ситуация требует более тонкой настройки, а не просто ужесточения и введения тотального контроля. Иначе в одночасье можно получить резкое снижение предложения средств размещения на и без того дефицитном рынке гостиничных услуг и новый виток роста цен.