«Германия разваливается в тот момент, когда она нужна Европе больше всего» — обширную статью под таким заголовком выпустил на прошлой неделе американский Bloomberg.
Текст этот облетел российскую медиасреду, однако не содержал ничего кардинально нового. Все основные тезисы мы на страницах «Монокля» перечисляли многократно.
Но что действительно в этой статье может зацепить, так это слова «немецкая экономика приближается к точке невозврата». Из текста Bloomberg непонятно, это красивая метафора, добавленная журналистами для создания тумана, или инсайдеры издания и правда ожидают наступления в Германии (а значит, и во всем Евросоюзе) некоторого события — условной перестройки, переходящей в «беловежские соглашения». События, которое сделает невозможным хоть какое-то дальнейшее развитие Германии, а значит, и европейского проекта. То есть, возможно, Bloomberg заложил в текст «пасхалочку» для европейских лидеров.
Аналог с распадом СССР вполне уместен. В отличие от аморфного ЕС Советский Союз был заметно более централизованным образованием, но именно период низких темпов экономического роста, продолжавшийся 22 года, с 1964-го по 1986-й, позднее названный застоем, привел к нерешаемым экономическим проблемам, которые вылились в мощнейший социальный и политический кризис позднего СССР. Результат — децентрализация и развал одного из крупнейших на тот момент экономических образований мира.