Россия всегда имела большой опыт предпринимательской деятельности, ведь купцы, промышленники и ремесленники были движущей силой российского государства и оставили масштабный бизнес-след в его истории. Но в современных условиях, а именно после распада СССР, наша страна только-только формирует сферу предпринимательства: тридцать с небольшим лет — короткий период в масштабах всемирной истории. Учатся предприниматели, да и власть тоже учится. Получается по-разному. Иногда вроде и приняли тот или иной закон — обдуманно и взвешенно, — а на деле он не работает. Или хотели один результат — получили совершенно другой, не учли какие-то факторы. И таких примеров довольно много. А почему? Потому что важно слушать и слышать мнения всех участников этого процесса, чтобы все они сходились воедино и не получалось, как в пословице: «гладко было на бумаге, да забыли про овраги. А по ним ходить».
В федеративном государстве все регионы должны, согласно логике и закону, иметь равные права. При этом в Российской Федерации объективно есть более развитые субъекты, а есть менее развитые. И здесь начинается не столько даже обсуждение, сколько принципиальный спор: кого поддерживать в первую очередь? Если тех, кто уже более развит, то они вырвутся вперед еще больше, а те, кто развивался недостаточно, на их фоне начнут деградировать. И этот разрыв со временем только увеличится. Если поддерживать неразвитых, это превратится в дестимулирование лидеров. Сложная в правильном конфигурировании ситуация, но заниматься ею надо обязательно. При этом заниматься аккуратно и принципиально!