Как Запад готовится к перекрытию Балтики

Михаил Захаров
24 февраля 2025, 06:00
№9

Балтика перестала быть нейтральной акваторией и рискует стать зоной военного противостояния России и НАТО. Страны региона не прекращают обвинять Москву в «гибридных атаках на критическую инфраструктуру» и ищут способы перекрыть судоходство для российского флота

AP PHOTO/THANASSIS STAVRAKISAP PHOTO/THANASSIS STAVRAKIS
Военные учения НАТО Steadfast Dart 2025
Читайте Monocle.ru в

Теракты на «Северных потоках» в водах Балтийского моря два с половиной года назад вызвали беспрецедентный политический резонанс и подорвали энергетическую безопасность Европы. Расследование диверсии должным образом так до сих пор и не проведено. Видимо, из-за рисков следствия «выйти на самих себя». Так что «партнеры» остановились на предположении о причастности к подрывам газовой инфраструктуры самой России.

Однако на газовом теракте история поиска «русского следа» в водах Балтики не закончилась, а ее подводная инфраструктура с тех самых пор разрушается с пугающей скоростью.

В октябре 2023 года был поврежден трубопровод Balticconnector, связывающий газовые сети Финляндии и Эстонии. Той же осенью стало известно о разрыве подводного телекоммуникационного кабеля, проходящего в Балтийском море между Эстонией и Швецией. А в начале 2024 года вышел из строя энергетический кабель высокого напряжения EstLink 2, пролегающий по дну Финского залива между Финляндией и Эстонией.

Несколько месяцев назад случился очередной инцидент, когда в аварийном порядке был отключен все тот же EstLink 2, а чуть позже эстонские компании доложили о повреждении еще четырех подводных кабелей связи, соединяющих Финляндию с Эстонией и Германией.

После каждой новости словно под копирку летели многочисленные гневные тирады европейских политиков о том, что произошедшее вовсе не случайно. В частности, министр обороны ФРГ Борис Писториус заявил о «намеренном» повреждении кабелей, а министр иностранных дел Эстонии Маргус Цахкна прокомментировал, что такие инциденты должны рассматриваться как нападение на жизненно важные сооружения стран региона.

Под предлогом борьбы с повреждением коммуникаций балтийские страны стали задерживать суда, которые, как предполагают, причастны к «теневой» перевозке российских энергоресурсов. Как это произошло с задержанием финской полицией в декабре 2024 года груженного нефтью танкера Eagle S, плавающего под флагом Островов Кука и принадлежащего собственнику в ОАЭ, по подозрению в обрыве кабелей на дне Балтийского моря.

Президент Финляндии Александр Стубб амбициозно заявил, что «с рисками, создаваемыми судами, принадлежащими российскому теневому флоту, необходимо бороться». А все тот же Маргус Цахкна добавил: «Помимо обхода санкций теневой флот представляет угрозу безопасности в Балтийском море, и мы не можем просто сидеть и смотреть».

Пока что единой стратегии борьбы с российскими судами, судя по всему, выработать не удалось: предполагается вводить новые санкции, а также проводить у таких судов дополнительные проверки страховых полисов. Поскольку, как утверждается, многие корабли находятся в плохом состоянии, они также могут быть задержаны под предлогом борьбы за экологию, то есть за ущерб, который судно якобы может нанести окружающей среде.

Звучали и более воинственные заявления, в частности от Эстонии, премьер-министр которой Кристен Михал даже допустил, что российские танкеры можно будет брать на абордаж, если те не станут сотрудничать во время проверки наличия страховки. «Главное — делать это систематически, чтобы разрушить теневой флот России», — подчеркнул тогда эстонский «ястреб».

Что готовит НАТО

Возможности оппонентов в Балтии серьезно выросли после вступления в НАТО Финляндии и Швеции — это дает возможность создания «зоны безопасности» в фактически «внутреннем море» Альянса.

НАТО увеличивает свои военно-морские ресурсы в регионе и активно проводит там учения — против кого они направлены, догадаться нетрудно. Проходят такие маневры (в частности, в рамках учений Northern Coasts, «Северные берега») и в районе Датских проливов — узкого места выхода в океан, блокировка которого может вызвать значительные проблемы для российских судов в Балтийском море.

В декабре прошлого года почти две тысячи военнослужащих из Эстонии, Латвии, США, Франции и Великобритании приняли участие в маневрах Pikne («Молния»), которые прошли на севере и северо-востоке Эстонии, а также в акватории Финского залива. Там отрабатывались совместные действия Альянса на суше, в воздухе и на Балтике и демонстрировалась, как заявлялось, способность НАТО к быстрому развертыванию в регионе.

Четырнадцатого января этого года НАТО под предлогом защиты подводных труб и кабелей начало бессрочную военную операцию Baltic Sentry («Балтийский часовой»). К ней, в частности, привлекли фрегаты и морские патрульные самолеты стран Альянса.

«Капитаны судов должны понимать, что потенциальные угрозы нашей инфраструктуре будут иметь последствия, включая возможную посадку на борт, конфискацию имущества и арест судна», — заявил по этому поводу генсек НАТО Марк Рютте.

Однако в том числе и западные эксперты не раз отмечали, что захват связанных с Россией танкеров станет нарушением международного права. Такие операции потребуют многомиллионных расходов и сопряжены с риском эскалации отношений с Россией. В Дании заметили, что Россия может начать сопровождать танкеры своего теневого флота военными кораблями при проходе из портов Балтийского моря через Датские проливы в Мировой океан.

В беседе с «Моноклем» военный эксперт, капитан первого ранга запаса Владимир Гундаров напомнил, что желание западных стран ограничить движение по фарватеру между территориальными водами Эстонии и Финляндии сдерживается Конвенцией ООН по морскому праву и едва ли у наших оппонентов получится это изменить. Есть и силовые решения. В начале 2000-х годов, когда были попытки блокировать российские рыболовные суда около архипелага Шпицберген, где мы имеем право ловить рыбу, Северный флот России послал туда несколько военных кораблей, что быстро сняло напряжение.

Похожая ситуация была и в Ла-Манше, где Великобритания вопреки международному праву пыталась задерживать наши суда под предлогом борьбы с перевозкой оружия, однако решимость англичан резко улетучивалась, когда рядом находился боевой корабль ВМФ РФ.

В комментарии для «Монокля» политолог, профессор СПбГУ, президент Российской ассоциации прибалтийских исследований Николай Межевич отмечает, что европейцы не только не пошли на компромисс с Трампом, а фактически ужесточают свою политику в отношении России — что, в частности, видно по одобрению очередного, 16-го пакета антироссийских санкций. А значит, в балтийском регионе следует ждать любого развития событий. И, как следствие, соответствующей реакции Москвы.

«Понимаете, если на условной линии, соединяющей Таллин и Хельсинки, взять точку в центре залива, то российская авиация в этой точке появляется через четыре минуты», — резюмирует Николай Межевич. — А пресловутый “Орешник” долетает до военных баз в Эстонии за считаные секунды».