Ближний Восток долгое время воспринимался мировым сообществом как источник проблем, его недвусмысленно называли «зоной нестабильности». Разломы «арабской весны», палестино-израильский конфликт, «малая холодная война» между Ираном и Израилем — лишь небольшая часть из списка его болевых точек.
Сегодня налицо качественное «перерождение» региона: ближневосточные игроки решают не только собственные проблемы, но и экспортируют посреднический опыт.
Конечно, узлы напряженности на Ближнем Востоке сохраняются, а некоторые из них с годами прирастают новыми переменными, что затрудняет поиск компромиссов. Но это не мешает региональным лидерам включаться в урегулирование других конфликтов, часть из которых их и вовсе напрямую не касается.
От проблем — к решениям
Трансформации стран Ближнего Востока поспособствовали сразу несколько факторов. В первую очередь, к концу десятилетия сложился относительный баланс между «старыми» и «новыми» полюсами силы в арабском мире. Египет и Иордания, игравшие во второй половине XX века весомую роль на Ближнем Востоке, особенно среди арабов, нашли компромисс в интересах с аравийскими монархиями, которых еще ранее считали «нефтяными выскочками». Залив, со своей стороны, тоже сделал несколько символических шагов к прекращению соперничества и перестал торпедировать предложения «старичков» в Лиге арабских государств. Это позволило эффективнее работать над совместными инициативами.