Росстат обнародовал первую оценку роста экономики во втором квартале 2025 года.
По оценке службы, ВВП России вырос в апреле‒июне на 1,1% ко второму кварталу прошлого года против роста на 1,4% в первом квартале. Снижение темпов роста ВВП продолжается практически непрерывно с четвертого квартала 2023 года.
Рост индекса физического объема ВВП в минувшем квартале обеспечили увеличение оборота общепита (+9,1%), рост в обработке (+3,7%), строительстве (+2,4%), розничной торговле (+1,6%) и сельском хозяйстве (+1,4%). Снижение продемонстрировали оптовый товарооборот (−4,2%), сфера водоснабжения и водоотведения (−2%) и добыча полезных ископаемых (−1%).
По итогам первого полугодия, согласно оценке Минэкономразвития России, ВВП был на 1,2% выше, чем год назад (Росстат даст свою оценку по полугодию 12 сентября).
Очередную итерацию краткосрочного прогноза ВВП на 2025 год выдали экономисты Института народнохозяйственного прогнозирования (ИНП) РАН во главе с его директором Александром Шировым. По сравнению с предыдущей версией прогноза от 7 июля оценка снижена сразу на 0,7 п. п., до 1,1%, а с марта прогноз пересматривали уже пять раз, и все время вниз. При этом, по оценкам ИНП РАН, ВВП в июне по отношению к маю снизился на 0,3% (Институт ВЭБ.РФ и МЭР еще не давали своих оценок июньской динамики ВВП). «Всего на протяжении первого полугодия рост расчетного месячного значения ВВП был зафиксирован только в апреле и мае, — констатируют специалисты ИНП. — Размер экономики в июне 2025 года с поправкой на сезонность соответствует уровню октября 2024-го и на 1,6% ниже, чем в декабре 2024-го».
Ключевые риски экономической политики во втором полугодии 2025 года связаны с поиском баланса между наращиванием госдолга (и ростом стоимости его обслуживания), девальвацией рубля (проинфляционный фактор) и бюджетной консолидацией. Существенные риски связаны с возможным сокращением экспорта нефти и нефтепродуктов в результате введения вторичных санкций со стороны США на потребителей российских углеводородов.
Банк России опубликовал предварительную оценку платежного баланса за июнь. Было зафиксировано резкое сжатие положительного сальдо текущего счета платежного баланса: до 0,7 млрд долларов против 2,8 млрд в мае. В целом по итогам второго квартала профицит текущего счета сократился против января‒марта более чем в два раза: с 17,7 млрд до 7,3 млрд долларов, что уже близко к диапазону значений, зафиксированных в период кризиса, связанного с пандемией COVID-19 (6,5 млрд долларов в четвертом квартале 2020 года).
Итоги полугодия показывают серьезное сокращение актива внешней торговли товарами: до 57,3 млрд долларов против 70,9 млрд в январе‒июне 2024 года. Баланс торговли услугами, напротив, ухудшился: дефицит вырос с 16,1 до 20,7 млрд долларов. Совокупный дефицит первичных и вторичных доходов сократился до 11,6 млрд долларов (12,7 млрд годом ранее), в том числе в результате снижения суммы дивидендов, начисленных в пользу нерезидентов, а также суммы условно начисленных реинвестированных нерезидентами доходов.
В целом резкое сжатие платежного баланса во втором квартале вкупе с только что принятым решением об отмене обязательной продажи валютной выручки экспортерами создает серьезные предпосылки для ослабления рубля.
В первом полугодии 2025 года внешний долг России впервые вырос после четырех лет последовательного снижения. По состоянию на 1 июля совокупный внешний долг составил 323 млрд долларов против 290,8 млрд на начало года (рост на 11%). Увеличили внешнюю задолженность и органы госуправления, и банки, и нефинансовые компании.