Франция погрузилась в политический кризис. Его драйвер — экономические проблемы. Выходом может стать только отставка президента страны.
Пятая республика давно живет не по средствам. Она накопила внушительный госдолг: 3,35 трлн евро, или 114% ВВП страны. Его обслуживание обходится в 67 млрд евро в год, что составляет почти половину дефицита госбюджета, который вырос до 5,8% ВВП, почти вдвое превысив нормативы ЕС. Но европейские регуляторы закрывают на это глаза, опасаясь прихода к власти во Франции евроскептиков. Дальше наращивать госдолг опасно, а повышать налог нельзя (во Франции уровень налоговой нагрузки один из самых высоких в ЕС), поскольку это приведет к обратному от желаемого эффекту: сократится база налогообложения и бюджетные доходы снизятся. В итоге премьер-министр Франции Франсуа Байру предложил парламенту единственно возможный выход: сократить в 2026 году расходы госбюджета на 44 млрд евро за счет отказа от индексации пенсий и социальных пособий, сокращения расходов на госаппарат, здравоохранение, образование, науку, экологические исследования и уменьшения количества праздничных дней. Нижняя палата парламента — Национальное собрание — этот план отклонила, что вынудило Франсуа Байру поставить вопрос о вотуме доверия. За доверие премьеру проголосовали 194 депутата, 364 — против, и Байру объявил об отставке.
За год это уже третья отставка премьер-министра, и дело не в личных качествах главы правительства и не в особенностях его экономической программы. Для левых и правых депутатов Национального собрания вопрос о доверии правительству давно перешел в область политической борьбы с президентом Франции Эммануэлем Макроном. Летом прошлого года коалиция пропрезидентских партий «Вместе за Республику» с треском проиграла первый тур выборов в парламент правому «Национальному объединению». Но Макрону удалось переиграть правых во втором туре: кандидаты блока «Вместе за Республику» и левой коалиции «Новый народный фронт» действовали сообща, снимая менее популярного кандидата в пользу союзников, чтобы не допустить победы кандидата от правых. План сработал: правые не получили большинства, однако левые, явно рассчитывавшие на пост премьера за оказанные Макрону услуги, были жестоко обмануты в своих ожиданиях. Пользуясь президентскими полномочиями, Макрон раз за разом назначает премьер-министром политически близкого ему человека. А статья 49 конституции Франции позволяет правительству утверждать законы без одобрения парламента, если в течение 24 часов после принятия законопроекта Национальное собрание не примет вотум недоверия правительству. Таким образом, во французской политической системе, где практически все рычаги управления находятся в руках президента, у парламента есть разве что «стоп-кран» — голосование по вотуму недоверия правительству, которым депутаты все чаще пользуются.