Федеральный бюджет в августе сведен с профицитом в 429 млрд рублей, следует из оперативной сводки Минфина и ежемесячных отчетов Федерального казначейства за прошлые месяцы.
Это единственный месячный профицит в 2025 году, если не считать аномальный мартовский профицит в 1,88 трлн рублей, связанный с особенностями поступления налогов в последний месяц квартала.
Рост ненефтегазовых доходов в январе‒августе компенсировал выпавшие нефтегазовые доходы, но суммарные поступления оказались по номиналу всего на 3% больше прошлогодних. В то же время расходы федерального бюджета выросли против января‒августа 2024 года почти на 4,9 трлн рублей (+21%). Так что практически весь прирост расходов транслировался в дефицит, который по итогам восьми месяцев составил 4,19 трлн рублей (1,9% ВВП). Это больше, чем предусматривает Закон о бюджете, даже с учетом весенних поправок, которые довели потолок дефицита до 3,792 трлн рублей (1,7% ВВП).
В интервью «Радио РБК» министр финансов Антон Силуанов допустил превышение согласованного потолка госдолга на 2025 год — на 1 января 2026 года это 35,41 трлн рублей, или порядка 15% ВВП. Это существенно меньше, чем в ряде стран, даже не относящихся к разряду сильно закредитованных (в Китае, например, госдолг составляет 83% ВВП, в Бразилии — 87% ВВП). Однако высокие процентные ставки определяют непропорционально большие расходы по обслуживанию нашего долга. В прошлом году, по оценкам Счетной палаты, они достигли 5,6% расходной части бюджета, в этом году, по словам Силуанова, «объем процентных расходов составляет уже около восьми процентов всех расходов федерального бюджета». И это при том, что стоимость заимствований в моменте составляет около 14% годовых — ниже ключевой ставки (снижена в прошлую пятницу с 17 до 16% годовых), но все еще значительно выше инфляции (около 8%). Таким образом, бремя по обслуживанию российского госдолга сопоставимо со странами, где уровень долга существенно выше, чем в России. Так, 8,2% расходов уходит на обслуживание долга в Великобритании, где сам долг составляет 98% ВВП, и 8,6% бюджета уходит на обслуживание долга в Японии, имеющей один из самых высоких уровней госдолга в мире (255% ВВП).
Кроме того, как предупредил Силуанов, чем больше Минфин занимает, тем меньше возможностей будет у Банка России снижать ключевую ставку. «При подготовке бюджета на следующий год мы будем планировать бюджет исходя из баланса, как мы говорим, на первичном уровне. То есть у нас будет бюджет сбалансирован без учета расходов на обслуживание государственного долга», — подчеркнул министр.
Росстат в августе зафиксировал месячную дефляцию на уровне 0,4% — впервые с августа 2022 года. Продовольствие в прошлом месяце подешевело на 0,91% (после снижения на 0,64% в июле), а вот на непродовольственные товары рост цен ускорился — с 0,19% в июле до 0,42% в августе. В годовом выражении инфляция в августе замедлилась до 8,14% с 8,79% в июле. По состоянию на 8 сентября годовая инфляция составляет 8,2%, сообщил ЦБ.
В июле ускорилось снижение предложения базовых товаров инвестиционного назначения (БТИН), сообщает ЦМАКП. Индекс предложения БТИН снизился по отношению к июню сразу на 1,2%, а накопленное сокращение по отношению к локальному максимуму, достигнутому в третьем квартале 2024 года, составило 8,4%. При этом текущий уровень (июль) предложения базовых инвесттоваров превышает среднемесячное значение 2019 года лишь на 6%.
Снижение индекса предложения БТИН в начале текущего года произошло преимущественно за счет сжатия предложения машиностроительных товаров, поясняет ЦМАКП, но в последние месяцы лидером снижения является сокращение предложения базовых стройматериалов. Как заявила в прошлую пятницу глава ЦБ Эльвира Набиуллина, «по итогам года мы ожидаем прироста инвестиций компаний, пусть и более медленными темпами, чем в рекордные 2023–2024 годы. Инвестиционный спрос остается неоднородным по отраслям и регионам. По данным нашего опроса предприятий, лидером по наращиванию инвестиций является обрабатывающая промышленность. В добыче и строительстве наблюдается некоторое снижение».
Несмотря на снижение депозитных ставок, высокая склонность домашних хозяйств к сбережению сохраняется. В июле прирост рублевых вкладов населения составил 752 млрд рублей и 71 млн долларов против 949 млрд рублей и 222 млн долларов в июне, следует из ежемесячной банковской отчетности ЦБ. В целом за период с начала СВО произошла заметная девалютизация депозитов в российских банках: рублевые вклады в постоянных ценах подскочили в 1,7 раза, а доля валютных депозитов, составлявшая около 18% в начале 2022 года (и доходившая до 40% в начале 2000-х), снизилась до 5,3% сегодня.
При этом средства россиян на валютных депозитах, размещенных в иностранных банках, выросли с 31 млрд долларов в январе 2022 года до 79,4 млрд в июле 2025-го. Таким образом, предвоенный объем валютных вкладов в 130 млрд долларов был переведен в другие формы сбережений лишь на одну шестую, а львиная доля этих средств просто переместилась из отечественной банковской системы в зарубежные банки. Кроме того, за рассматриваемый период остатки наличной иностранной валюты на руках у россиян выросли на 11%, до 93,5 млрд долларов. Остаток наличных рублей вырос сильнее — на 28%, до 16,1 трлн рублей.