Спорную новую методику расчета утилизационного сбора на ввозимые из-за рубежа автомобили намерен ввести Минпромторг России: она может свести на нет продажи в премиальном сегменте авторынка.
В России представлен проект постановления, которое должно вступить в силу уже 1 ноября текущего года. В соответствии с ним изменится методика расчета утилизационного сбора на импортируемые автомобили. Сейчас расчет его суммы зависит от объема двигателя и года выпуска ввозимого из-за рубежа легкового авто. Но скоро будет учитываться и такой ключевой показатель, как мощность двигателя.
Согласно проекту, ставки для поставляемых из-за рубежа автомобилей с двигателем мощностью до 160 л. с. останутся прежними. То есть, как и раньше, физлица при ввозе машин для личного пользования будут платить «утиль» в размере 3400 рублей для новых авто и 5400 — для автомобилей старше трех лет.
Но для машин мощностью более 160 л. с. станет действовать новая формула, по которой нужно умножить базовую ставку на специальный коэффициент, зависящий от объема и мощности двигателя. В результате стоимость ввоза мощных автомобилей из-за границы взлетит не просто в десятки раз, но в сотни и за одну машину придется доплачивать в среднем порядка одного-двух миллиона рублей и даже больше. Возьмем, к примеру, такую популярную в верхнем ценовом сегменте модель, как китайская Geely Monjaro. После введения новых правил утильсбор для этой модели с двухлитровым мотором мощностью 238 л. с. взлетит в две с половиной сотни раз: вместо нынешних 3400 до 842 тыс. А сбор на популярную японскую модель Toyota Rav 4 (2,5 л, 205 л. с.) достигнет 1,97 млн рублей. Любителям прокатиться с ветерком на новой BMW X5 (мотор — 3,0 л, мощность — 490 л. с.) будет предложено заплатить в виде утильсбора уже 2,76 млн.
Обидно, что под новые правила подпадут технологичные электромобили и гибриды, для которых раньше существовали поблажки в налогах и пошлинах из-за их экологичности. Но сейчас рубильник повышенного утильсбора будет включен и для них в виде новой шкалы расчета, которая станет учитывать мощность электромотора (в киловатт-часах и в пересчете на лошадиные силы). Нетронутыми останутся слабенькие электрокары мощностью до 58,85 кВт (эквивалент 80 л. с.). Утильсбор для новых авто с двигателем мощностью сверх этого показателя увеличится минимум до 826 тыс. рублей (80–100 л. с.). А если захочется стать обладателем мощного электрокара или гибрида, отдача двигателя которого составляет 460–500 л. с. (таких моделей сейчас много на рынке, например Li Auto, Aito Seres, Exeed Exlantix), то ставка «утиля» для такой машины будет взвинчена до 2,76 млн рублей.