В «Монокле» № 36 за 2025 год вышла очень важная и интересная статья «ИИ в школе: инструмент или угроза?». Нельзя не согласиться с вынесенной в аннотацию постановкой вопроса: «России важно сделать выбор в пользу суверенной модели [ИИ] и определиться с ролью учителя». Эти два ключевых вопроса и станут предметом обсуждения в настоящей статье. И вот здесь мы не можем сказать, что во всем согласны с аргументами, предложенными автором. Сразу оговоримся: мы не собираемся отрицать, что искусственный интеллект (хотя правильно говорить о «языковых моделях») стал неотъемлемой прогрессивной частью нашей жизни, включая образование. Но, как и в случае с другими явлениями прогресса, например повсеместным распространением автомобилей, оно не может существовать вне «правил дорожного движения». Поэтому и обсуждать мы будем не ИИ, а «ПДД ИИ».
Начнем с роли учителя. Автор справедливо обозначает полярные подходы, условно названные «Учитель — незаменимый центр образовательного процесса» и «ИИ берет на себя весь процесс обучения», а далее философски заключает: «Несмотря на всю радикальность позиций, можно предположить, что в итоге истина в этом споре окажется где-то посередине и будет найден баланс». Конечно, взвешенная точка зрения всегда выглядит более мудрой и выигрышной, но мы готовы отстаивать справедливость только первой позиции — о принципиальной незаменимости учителя.