В росте нашего общего благосостояния за последние двадцать лет не сомневается никто. Подушевой ВВП за это время вырос с 11,8 более чем до 40 тыс. долларов, потребление мяса — с 55 до 78 кг в год на человека, количество легковых автомобилей — с 24 млн почти до 50 млн. Статистику по активам домохозяйств ЦБ ведет лишь с 2018 года, за это время они выросли с 72 до 175 трлн рублей. Доля россиян, находящихся за чертой бедности, за двадцать лет сократилась в два с половиной раза — с 17,8 до 7,4%, или с 25,4 до 10,8 млн человек.
Но это в целом. А что, если декомпозировать этот рост — разделить его на сегменты и посмотреть, относительно каких товаров мы действительно стали богаче, а какие нам все еще мало доступны?
Для оценки роста реального благосостояния обычно используется показатель реальных располагаемых доходов — тех, которые остаются в домохозяйствах после уплаты налогов и других обязательных платежей, включая платежи по кредитам, но для восприятия неэкономистами он сложен. Зато пересчитав доход в единицы реальных товаров, можно легко и наглядно продемонстрировать, выросло благосостояние людей или упало.
«Монокль» провел собственное исследование, сравнив средние зарплаты россиян в 2005 и 2025 годах со средними же ценами на ключевые товары и услуги. Для сравнения были выбраны самый нижний дециль (10% населения) по доходам, самый высокий и средний класс — шестой дециль. Зарплаты этих групп мы поделили на средние цены, узнав, таким образом, сколько единиц того или иного товара можно было купить на среднюю зарплату каждой из групп в 2005 году и сейчас (см. таблицу). Такой подход позволяет приблизить к нам, «пощупать» реальное благосостояние и его динамику.