Вы ведь тоже помните блокчейн-эйфорию, когда это слово звучало из каждого утюга? Ну, например: «Несмотря на то что технологию блокчейн никто до конца не понимает, она радикальным образом изменит всю экономику». Такое мнение высказывал глава Сбербанка Герман Греф в 2017 году. Более того, в Сбере была создана целая лаборатория блокчейна.
Или вот Алексей Кудрин, советник по корпоративному развитию «Яндекса», в 2016 году публично говорил следующее: «Блокчейн может заменить государственную бюрократию».
Десятилетие спустя можно уверенно констатировать: есть пророки в своем отечестве. И Греф, и Кудрин оказались глубоко правы в своем видении будущего технологии блокчейн. Она действительно меняет всю экономику, в первую очередь финансы. Но с небольшим нюансом: меняет за границей, хотя нам очень нужно менять здесь.
Итак, в 2008 году родился биткоин. Не будем писать о том, во сколько раз выросла его цена. Просто зафиксируем факт: была создана система децентрализованного алгоритма расчетов. За этим нагромождением сложных слов скрывается простая, но важная новация.
Со времен зарождения торговли, то есть как только австралопитек взял в руки камень, начался обмен. С тех пор мировая финансовая отрасль держалась на людях, ведущих учет: сюжет, многократно отраженный на картинах великих мастеров.