Возмущение представителей таксомоторной отрасли вызвал опубликованный Минпромторгом России список разрешенных для использования в такси моделей автомобилей, который будет обязателен после вступления в силу принятого весной этого года противоречивого закона о локализации такси.
Список оказался весьма ограниченным: он включает в себя только 22 модели шести брендов. Для сравнения: в списке разрешенных для государственных закупок легковых автомобилей сейчас в два с лишним раза больше машин: 55 моделей 16 марок.
Почти половина в списке (девять моделей) — продукция АвтоВАЗа: это Lada Granta, Iskra, Vesta, Aura, Largus, Niva Legend и Niva Travel, еще две модели УАЗа: «Патриот» и «Хантер». Включение последних четырех машин вызывает недоумение: представить себе внедорожные «Нивы» и УАЗы в качестве такси, особенно в городе, крайне трудно. Вероятно, теоретически их можно использовать в труднодоступных районах, но вызов такси на рыбалку или для проезда в глухую деревню вряд ли станет распространенной практикой.
Помимо этого в списке значатся шесть собираемых в России электрокаров: выпускаемые в Липецке Evolute I-PRO, I-JOY, I-SKY, I-JET и I-SPACE, а также производимый в Москве «Москвич 3е». Перспективы этих машин в качестве такси тоже сомнительны: зарядной инфраструктуры в российских городах мало, электрокары стоят существенно дороже обычных машин, использовать их в такси менее выгодно.
Еще три модели из списка — Voyah Free, Passion и Dream — опять-таки крайне малопривлекательны для таксистов: эти гибридные кроссовер, минивэн и седан близки к премиальному сегменту, их розничная цена стартует соответственно от 5,5, 7,4 и 10 млн рублей, что слишком дорого для таксомоторного бизнеса. Другой попавший в список комфортный минивэн Sollers SP7 тоже стоит недешево, в районе 5 млн рублей, и вряд ли будет широко востребован в такси.
Таким образом, российскому таксомоторному бизнесу предлагается осуществлять свою деятельность, по сути, на восьми моделях, пять из них — это «Лады» (Granta, Iskra, Vesta, Aura, Largus) и три — автомобили «Москвич» (модели 3, 6 и 8). Это крайний узкий выбор для таксомоторной отрасли, автопарк которой, по подсчетам маркетингового агентства НАПИ, сейчас насчитывает около 800 тыс. автомобилей. Из них доля машин «Лада» и «Москвичей» не превышает 30%. К разочарованию таксистов, в перечень разрешенных машин почему-то не попали популярные сейчас на российском авторынке модели китайского бренда Haval, которые собирают на высоко локализованном предприятии корпорации Great Wall под Тулой.