Последние три недели власти Польши, Румынии, Норвегии, Дании, Швеции, Бельгии и Германии фиксируют полеты целых групп беспилотных летательных аппаратов, часть из которых совершает свои путешествия возле аэродромов (нарушая их работу), военных баз и предприятий ВПК. Правда, ни сбить эти аппараты, ни идентифицировать не получается. Европейцы вообще не могут предоставить доказательств, что такие полеты имели место, но утверждают, что БПЛА принадлежат России.
Единственная страна, которая продемонстрировала упавшие дроны, действительно российского производства, была Польша. Правда, беспилотники были без взрывчатки и с разными серийными номерами. В Минобороны РФ тогда заявили, что «объекты для поражения на территории Польши не планировались». А в целом появилось подозрение, что российские дроны, которые падают на территории Украины, перезапускает Киев, чтобы спровоцировать конфронтацию НАТО с Россией.
Как раз за неделю до этого инцидента экс-президент Польши Анджей Дуда заявил, что Украина давно пыталась втянуть его страну в войну с Россией, приведя в пример попадание ракеты по польской территории в ноябре 2022 года, в результате чего погибли два человека. Тогда Варшава и Брюссель обвинили в ударе Россию, но спустя некоторое время признали, что это была украинская ракета.
Даже если предположить запуски дронов с российской территории, по ошибке или после потери связи долетевших до Польши, то в случае массовых налетов беспилотников, например, в Дании и Бельгии сделать это очень сложно. Европейцы высказали догадку, что БПЛА могли взлетать с российских судов в Балтике, и весьма кстати получили основания для усиления мер блокады на морях, а заодно объявили охоту на «теневой флот» России.
Под предлогом поиска дронов и «отказа сотрудничать с правоохранительными органами» французский спецназ высадился на борт нефтяного танкера Boracay, шедшего под флагом Бенина через пролив Ла-Манш. Никаких дронов на борту силовики не нашли и через пять дней после задержания отпустили захваченное судно. При этом вместо извинений президент Франции Эммануэль Макрон предложил другим странам Европы следовать его примеру и задерживать в международных водах «на недели» танкеры с российской нефтью: «Таким образом вы уничтожаете бизнес-модель, задерживая эти суда даже на несколько дней или недель и вынуждая организовывать поставки по-другому, что снижает эффективность бизнес-модели...» — откровенно резюмировал президент Пятой Республики.
«Это пиратство. Что с пиратами делают? Уничтожают», — ответил российский лидер. Заодно Владимир Путин прокомментировал полеты неопознанных дронов над европейскими странами: «Это тоже один из способов нагнетания обстановки в целом, чтобы выполнить указания “вашингтонского обкома” и повысить расходы на оборону». При этом российский лидер напомнил, что в большинстве стран Европы очень непростая экономическая ситуация, и сделал вывод: «Чтобы отвлечь внимание от этих сущностных, глубинных проблем, эта истерия и нагнетается».