«Жерло вулкана, ад и транспортный коллапс» — такими метафорами пестрят логистические форумы, описывающие ситуацию на границе России и Казахстана. Обстановка сложилась действительно непростая: на погранпереходах образовались многокилометровые очереди из тысяч фур. «В настоящее время на границе России и Казахстана скопилось от двух до пяти тысяч грузовиков, в зависимости от пункта пропуска. Время пересечения границы увеличилось с одних суток до трех-семи дней», — подтверждает «Моноклю» наличие проблемы Юрий Фиошкин, заместитель генерального директора по мультимодальным перевозкам компании BMJ-Logistics. «По нашим данным, на прошлой неделе в очереди скопилось приблизительно семь с половиной тысяч грузовых автомобилей», — продолжает Анастасия Маслова, руководитель отдела развития консалтинговой компании «Информационные таможенные технологии». Представители транспортных фирм встревожены: путь через Казахстан хоть и не ключевой, но значимый маршрут доставки товаров в Россию из стран Азии, прежде всего из Китая. И серьезные задержки наносят ощутимый удар по логистическому бизнесу и его клиентам.
Лопаты вместо ноутбуков
Пробки на границе начали образовываться еще в середине сентября. Их появление и рост были обусловлены множеством причин. Например, государственными праздниками в Китае в начале октября, из-за которых работа пропускных пунктов на границе с КНР была приостановлена. Наблюдались и сбои в новой системе записи в электронную очередь. Важным конъюнктурным фактором стало повышение с 1 ноября утилизационного сбора на автомобили, из-за чего в России резко вырос спрос на них, и вереницы автовозов пытаются пересечь границу до этой даты.