Возможности бюджета и РЖД объективно ограничены: ресурсы направлены на приоритетные социальные и оборонные программы, а развитие Восточного полигона и магистралей общего пользования идет медленнее, чем растет грузовая база. В этих условиях компании — операторы угольных и газовых месторождений, металлургические гиганты создают свои железнодорожные пути, чтобы не зависеть от перегруженных магистралей, повысить эффективность логистики и обеспечить независимость своих поставок от пробок на государственной инфраструктуре.
Рельсы в тайге
По данным Росжелдора, в России сегодня эксплуатируется более 30 тыс. километров железных дорог необщего пользования. Их владельцы — около 2000 компаний. Среди путей необщего пользования можно выделить несколько крупных линий, которые обеспечивают вывоз грузов разных компаний, имеют широкий стандарт колеи (1520 мм) и достаточно высокий уровень провозной способности (более 5 млн тонн в год):
Обская — Бованенково — Карская (ЯНАО). 572 км. Обеспечивает работу Бованенковского нефтегазоконденсатного месторождения;
Тихоокеанская железная дорога (Якутия, Хабаровский край). 531 км. Железная дорога построена угольной компанией «Эльга» (подконтрольна «А-Проперти»). Вывоз грузов по новой магистрали начался в 2025 году. Единственная изолированная железнодорожная линия, которая нацелена на экспорт грузов на мировые рынки без участия инфраструктуры общего пользования;