В конце октября президент США Дональд Трамп сделал странное заявление о возобновлении ядерных испытаний. Он заявил, что это происходит в ответ на ядерные испытания, проводимые другими странами, намекнув на Россию и Китай.
Однако Москва и Пекин придерживаются Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ), хотя Китай, как и США, подписал этот договор в 1996 году, но не ратифицировал его. Кроме того, американский президент поручил провести испытания Пентагону, а не министерству энергетики, которое разрабатывает, производит, обслуживает и испытывает ядерные боеголовки. Министр энергетики США Крис Райт заявил журналистам, что испытания ядерного оружия пройдут, но без ядерных взрывов. «Благодаря науке и вычислительной мощности мы можем с невероятной точностью смоделировать то, что произойдет при ядерном взрыве», — сказал Крис Райт. Сложилось впечатление, что американский министр пытался дезавуировать заявление президента, в то же время стараясь формально не перечить ему. Затем Пентагон действительно провел испытательный пуск межконтинентальной баллистической ракеты Minuteman III, позволив думать, что Трамп перепутал испытания ракеты, способной нести ядерное оружие, с испытаниями ядерного оружия. Однако 5 ноября президент США подтвердил свое намерение возобновить испытания ядерного оружия, заявив, что «этот процесс начнется немедленно».
В Москве отнеслись к столь странным сигналам со всей серьезностью, и президент России Владимир Путин провел оперативное совещание с постоянными членами Совета безопасности, в ходе которого обсуждались американские заявления. Министр обороны РФ Андрей Белоусов на заседании заявил, что следует ориентироваться не только и не столько на заявления и высказывания американских должностных лиц, сколько прежде всего на действия США, а они свидетельствуют о том, что Белый дом последовательно выходил из договоров в сфере сокращения и ограничения вооружений и активно наращивает стратегические наступательные вооружения. «Поэтому возможный отказ США от моратория на проведение ядерных испытаний может стать вполне логичным шагом Вашингтона по разрушению системы глобальной стратегической стабильности в мире», — резюмировал Белоусов.
Начальник Генштаба России Валерий Герасимов отметил, что американская сторона не дает официальных пояснений по поводу заявления Трампа о возобновлении ядерных испытаний и, если не принять соответствующие меры, «будет упущено время и возможности по своевременному реагированию, так как на подготовку ядерных испытаний в зависимости от их вида необходимо от нескольких месяцев до нескольких лет».

