По итогам октября 2025 года погрузка грузов на сети РЖД впервые с осени 2023-го показала положительную динамику в годовом выражении, хотя и весьма скромную. Показатель составил 96,9 млн тонн, это на 0,1% больше, чем в октябре 2024-го.
Впрочем, заслуг самого железнодорожного оператора тут нет, РЖД просто оседлала удачную конъюнктурную волну в ряде отраслей, формирующих грузовую базу железнодорожных перевозок России.
Так, объем погрузки угля в октябре этого года вырос на 9,6% к аналогичному показателю 2024-го. Мировая угольная отрасль еще не оправилась от накрывшего ее мощного кризиса (подробнее о непростой ситуации в отрасли «Монокль» писал в материале «Российский уголь: кризисный толчок к модернизации», см. № 43 за 2025 год): уровень цен все еще ниже, чем был годом ранее. Тем не менее осенью нынешнего года наметилась тенденция к росту цен на уголь: экспортные цены в портах Дальнего Востока России в октябре были на 10–15% выше, чем на минимумах в мае. Это с энтузиазмом восприняли отечественные угольщики, начавшие наращивать свои экспортные отгрузки.
На 6,6% выросла в октябре погрузка удобрений — на фоне общего роста отечественного экспорта этой продукции. Всего по итогам 2025 года Российская ассоциация производителей удобрений ожидает роста экспортных поставок удобрений из России на 7%.