Он является активным сторонником Палестины и даже пообещал арестовать премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньху в случае появления того в Нью-Йорке. А это не совсем пустая угроза, поскольку городская полиция подчиняется мэру, а Нетаньяху часто посещает здание ООН, расположенное в городе. В свою очередь, президент США Дональд Трамп пообещал арестовать Мамдани, если тот выполнит свое обещание препятствовать федеральным агентам, выдворяющим из страны нелегальных мигрантов.
Победу на выборах Мамдани удалось одержать с минимальным преимуществом: он получил 50,4% голосов избирателей, и, как ни странно, во многом благодаря вмешательству Трампа. Его основным соперником был член Демократической партии (участвовавший в выборах в качестве независимого кандидата) бывший губернатор штата Нью-Йорк Эндрю Куомо, получивший 41,6% голосов. А кандидат от Республиканской партии Кёртис Слива набрал всего 7,1%. Трамп на выборах поддержал Куомо, заявив, что «если выбирать между плохим демократом и коммунистом, я всегда выберу плохого демократа». «Коммунист» — это, понятное дело, Зохран Мамдани. Однако в предвыборных обещаниях Мамдани нет планов национализации промышленности и отмены частной собственности, его предвыборные обещания больше похожи на программу европейских левых партий, а сам он относится к «прогрессивному» крылу Демократической партии и пользуется поддержкой сенатора Берни Сандерса (едва не ставшего кандидатом от демократов на президентских выборах 2020 года).
Трамп не мог не знать, что большинство избирателей Нью-Йорка терпеть его не могут, а слова о поддержке Куомо окажут тому медвежью услугу, но этого требовала логика федеральной политической борьбы. Ровно через год в США пройдут промежуточные выборы в Конгресс, в результате которых обновится состав палаты представителей и треть сената. А среди американских избирателей растет недовольство президентом и правящей партией: только за последний месяц уровень поддержки действий Трампа опустился с 45 до 40%. Если не переломить общественные настроения, то Республиканская партия гарантированно потеряет большинство в сенате и палате представителей, что существенно осложнит «великое правление» Трампа. Белый дом заинтересован в том, чтобы верх в Демократической партии взяли «прогрессисты», чьи идеи пугают большинство умеренных избирателей страны. А если один из «прогрессивных демократов» угробит Нью-Йорк, тем лучше — через год можно будет сказать: «Полюбуйтесь, что они сделают со страной!»
Зохран Мамдани огласил амбициозные планы, на реализацию которых у него нет ресурсов. Он пообещал обеспечить бесплатными детскими садами детей в возрасте от шести недель до пяти лет и повысить зарплаты работникам детских учреждений (это может стоить городу 2–3 млрд долларов в год), сделать бесплатным автобусный общественный транспорт города (обойдется городской казне в 700 млн долларов в год), построить за десять лет 200 тыс. единиц нового социального жилья (около 40 млрд долларов), заморозить арендную плату в квартирах с регулируемой законом арендой, повысить минимальную зарплату в городе с 15,5 до 30,0 доллара в час, создать сеть муниципальных продуктовых магазинов с низкими ценами, а также повысить налоги на местные корпорации и богатых. Сегодня в городе примерно на один миллион единиц жилья (в том числе частного) действует фиксированная арендная плата. В некоторых домах она может быть в два-три раза ниже рыночной, но есть и совсем трагикомичные случаи: в зданиях, построенных до середины ХХ века, зафиксирована стоимость аренды квартиры в 50 долларов в месяц (при ее рыночной стоимости в 3000 долларов). Столь нелепые цены сохранились благодаря странному городскому законодательству, фактически позволяющему передавать «по наследству» свой арендный договор. Собственники этих зданий при всем желании не могут собрать денег на их ремонт, и те находятся в плачевном состоянии, но выселить из них льготных арендаторов куда сложнее, чем избавиться от паразитов. Подобная практика означает, что социализм поселился в Нью-Йорке задолго до появления на свет Зохрана Мамдани и его идеи не пугают жителей мегаполиса: они являются закономерным развитием давно укоренившейся традиции. Что касается повышения налогов, то в этом обещании Мамдани вышел за пределы полномочий не только мэра города, но и городского совета: эти меры должны быть согласованы с властями штата. Но даже если налоги будут подняты, они вряд ли смогут пополнить городской бюджет, поскольку лишь усилят уже идущий отток богатых жителей Нью-Йорка в города с меньшими налогами.
Годовой бюджет Нью-Йорка превышает бюджеты небольших стран, составляя 112 млрд долларов, но даже его сегодня не хватает на поддержание мегаполиса в нормальном состоянии: страшненькое метро, плохие дороги, грязь и горы не вывезенного вовремя мусора на городских улицах давно стали нормой. При этом около 13% доходной части бюджета город получает от штата, а еще 10% — от федерального правительства. А Трамп пообещал в случае победы Мамдани перекрыть федеральные субсидии Нью-Йорку. Конечно же, городские власти могут обратиться в суд, заявив, что федеральное финансирование определяется законодательством, а не прихотью главы Белого дома, но все же Трамп способен осложнить работу социалиста на посту мэра Нью-Йорка. И перед Мамдани стоит непростой выбор: забыть о своих предвыборных обещаниях, рискуя дальнейшей политической карьерой, либо попытаться их выполнить, рискуя парализовать жизнь Нью-Йорка.