Усилия альянса по ограничению добычи хотя и уменьшили, согласно консенсусу аналитиков, волатильность нефтяных цен, кардинально на большие стоимостные тренды повлиять не могли. Чашу терпения, по-видимому, переполнил двухлетний эпизод, с октября 2022-го по октябрь 2024 года, когда ОПЕК+ в несколько приемов резко снизил уровень добычи: целевой — на 9 млн баррелей в день, фактический — «всего» на 5 млн (но и это, на минуточку, годовой экспорт нефти России), а цена бочки все равно съехала с 90 до 75 долларов за баррель. Участники альянса получили двойной проигрыш — и на ценах, и на объемах. Вдобавок сильно переругались: несколько африканских стран посчитали распределение урезаний квот несправедливым, и в прошлом году Ангола вышла из альянса.
На тяготах «постящихся» отлично нажились «безбилетники» — не входящие в ОПЕК крупные нефтедобытчики, прежде всего США и их новые нефтяные вотчины типа Гайаны, где хозяйничают американские мейджоры, перетягивающие на себя рыночное одеяло, сползающее с ОПЕК+.
Теперь, похоже, терпение картеля лопнуло. Как считают некоторые из опрошенных нами аналитиков, начиная с весны 2025 года ОПЕК+ проводит осознанную политику снижения мировых цен на нефть и попутно восстанавливает свою долю на рынке. Конечная цель такой политики — потеснить с рынка поставщиков из стран Западного полушария, которым сложно конкурировать с ОПЕК+ по издержкам в условиях относительно низких мировых цен. Предполагается, что такая политика может стать эффективной при ценах уже в районе 50‒55 долларов за баррель.
Надо сказать, что этот уровень является если не комфортным, то вполне рабочим для России — федеральный бюджет 2026 года сверстан исходя из среднегодовой цены нефти 59 долларов за баррель. Во всяком случае, гораздо более комфортным, чем для стран Залива, бюджеты которых ориентированы на цены в диапазоне 90‒100 долларов за баррель. Но, похоже, ближневосточным монархиям придется перестраиваться.
«Саудовская Аравия отказалась от погони за более высокими ценами и вместо этого сосредоточилась на увеличении доходов за счет восстановления как можно большей части своего простаивающего производства», — подтверждает нашу догадку Financial Times.
«Для ОПЕК+ было относительно безболезненно увеличить добычу во втором и третьем кварталах [2025 года], но настоящее испытание произойдет в четвертом квартале, когда излишки баррелей заполонят систему. Новые шаги по расширению добычи в сентябре и октябре не оставляют никаких сомнений в том, что группа стремится к доле рынка», — заявил в комментарии FT Хорхе Леон, бывший сотрудник ОПЕК, работающий ныне в энергетической консалтинговой компании Rystad.
Объявлять о смене стратегии картелю не резон. На одной этой новости цены могут спикировать до ковидного дна. О результативности новой политики можно будет судить года через два-три. В любом случае она предпочтительнее роспуска альянса. В турбулентные времена не стоит разрушать механизмы координации работы на важнейшем рынке с проверенными дружественными партнерами. Лучше наполнить мехи новым вином.