Софинансируй, но не размораживай

Алексей Долженков
специальный корреспондент «Монокль»
17 ноября 2025, 06:00
№47

Люди вносят в программу долгосрочных сбережений не больше, чем требуется для максимального софинансирования. Они не хотят замораживать деньги на 15 лет при наличии более краткосрочных инструментов в виде ИИС и депозитов

СЕРГЕЙ ФАДЕИЧЕВ/ТАСС
Программа долгосрочных сбережений с ее вычетом по НДФЛ могла бы заинтересовать состоятельных людей, подпавших под повышенные ставки, — но именно для них выгода минимальна
Читайте Monocle.ru в

На втором году существования программа долгосрочных сбережений (ПДС) — своего рода перезапуск программы пенсионных накоплений — все еще набирает обороты. По данным ЦБ, к 1 октября 2025 года количество договоров в ней достигло 7,4 млн — это 9,7% от трудоспособного населения. Объем поступлений за все время действия ПДС (с начала 2024 года) достиг всего 512,7 млрд рублей. Для сравнения: добровольно сформированных пенсионных резервов в негосударственных пенсионных фондах сейчас 2,5 трлн; пенсионных накоплений, отложенных в рамках накопительной системы до 2014 года, — 6 трлн; на брокерских счетах находится около 10 трлн, а на депозитах в банках — больше 60 трлн.

Напомним, главное преимущество ПДС — софинансирование со стороны государства. Объем денег, на который можно рассчитывать, зависит от среднемесячного дохода участника программы. Если доход не превышает 80 тыс. рублей, то на каждый вложенный рубль государство добавит еще один. При заработке от 80 до 150 тыс. один бюджетный рубль причитается на два своих. А при суммах больше 150 тыс. дополнительный рубль удастся получить лишь на четыре собственных. Но в любом случае максимум, на который можно рассчитывать, — 36 тыс. рублей в год в течение первых 10 лет действия программы.

Получить деньги по ПДС можно через 15 лет или при достижении 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин, вне зависимости от особых условий выхода на пенсию. Инвестируют средства в рамках ПДС негосударственные пенсионные фонды — в основном в облигации федерального займа, корпоративные облигации госкомпаний и т. д. Доля высокорисковых активов в их портфелях не превышает 10%.

Кроме того, в программу разрешается перевести замороженные пенсионные накопления, но софинансирование на такой взнос распространяться не будет. Сделать это можно только в том негосударственном пенсионном фонде (НПФ), где хранятся деньги. Конечно, пенсионные средства можно переложить и из одного НПФ в другой. Однако, если при этом не соблюсти весьма специфические условия (ждать пять лет после подачи заявления или менять фонд в так называемый год фиксинга, который бывает раз в пять лет), легко потерять накопленный инвестиционный доход. А если для формирования пенсионных накоплений был использован материнский капитал, при переводе в программу долгосрочных сбережений он вернется в Социальный фонд России.

Еще один «пряник»: в рамках ПДС можно получить налоговый вычет по НДФЛ. От уплаты этого налога освобождаются взносы на общую сумму до 400 тыс. рублей в год. Максимальный размер вычета — от 52 до 60 тыс. рублей ежегодно, в зависимости от доходов участника программы. Однако лимит в 400 тыс. распространяется не только на ПДС, но и на ИИС (индивидуальный инвестиционный счет) и НПО (негосударственное пенсионное обеспечение) и является общим для всех программ. То есть если вычет уже использован по другой статье, второго здесь не дадут.

Средства, внесенные в ПДС, включая доход от их инвестирования, застрахованы государством на сумму 2,8 млн рублей, и гарантия дополнительно увеличивается на сумму переведенных в программу пенсионных накоплений и полученного софинансирования.

Интересно также, что в случае смерти участника все собранные в рамках программы средства передаются по наследству. Забрать деньги досрочно без потери налоговых льгот и софинансирования можно в особых ситуациях, например для оплаты дорогостоящего лечения или в случае потери кормильца.

Казалось бы, все перечисленное выгодно отличает ПДС от системы пенсионных накоплений, где взносы с 2014 года заморожены, а сами средства являются собственностью государства и по наследству не переходят. Но, как видим, эти плюсы не особенно помогают.

Программа минимум

По идее, ПДС с ее вычетом по НДФЛ могла бы заинтересовать состоятельных людей, подпавших под повышенные ставки, но именно для них преимущества минимальны. Как рассказал заведующий лабораторией анализа институтов и финансовых рынков Президентской академии Александр Абрамов, программа выгоднее для граждан с относительно невысокими доходами: она предоставляет больше налоговых льгот, включая не только вычет и освобождение инвестиционного дохода, но и софинансирование взносов со стороны государства. А для более обеспеченных инвесторов, способных вкладывать крупные суммы и самостоятельно формировать портфель, лучше подходит ИИС.

В лаборатории Президентской академии Александр Абрамов с коллегами попытались более тонко оценить сравнительные преимущества программ с учетом рисков нерегулярности взносов, например из-за временной безработицы. В итоге эксперты пришли к следующим выводам: на горизонте 15 лет консервативные программы ПДС с учетом рефинансирования окажутся с точки зрения как медианной, так и минимальной доходности портфелей более выгодными для участников, зарабатывающих до 150 тыс. рублей в месяц. При консервативном портфеле (20% акций, 80% облигаций) в ПДС и ИИС аналогичные преимущества возникают примерно с 220 тыс. рублей годового взноса.

Другой важный вывод исследования: при сокращении срока хранения активов в ИИС с 15 до 5–7 лет ИИС с консервативным портфелем 20/80 начинает превосходить по показателям годовой доходности 15-летнюю ПДС для всех категорий вкладчиков, кроме группы с ежемесячными доходами до 80 тыс. рублей. Это говорит о плюсах более краткосрочных сбережений на ИИС. Однако для людей с ежемесячным доходом до 80 тыс. участие в ПДС, как правило, окажется более выходным, чем ИИС.

Генеральный директор инвестиционной платформы «The Деньги» Евгения Шеншина отмечает, что, по сути, разница между ПДС и ИИС сводится к срокам блокировки денег и дополнительному софинансированию от государства: ИИС можно закрыть через три года, добровольное негосударственное пенсионное обеспечение привязано к пенсионному возрасту, а ПДС — к 15-летнему сроку или возрасту 55/60 лет. По мнению эксперта, ПДС имеет смысл, если ваш заработок меньше 80 тыс. и вы все равно планировали откладывать три тысячи в месяц «под подушку». В этом случае софинансирование 1:1 даст вам гарантированную 100-процентную доходность в первые 10 лет.

Вторая категория физлиц, которых может заинтересовать ПДС, — люди предпенсионного возраста. Если вам 50–55 лет, горизонт до выплат сокращается и воспользоваться софинансированием и налоговым вычетом можно, не замораживая свои деньги на 15 лет.

Наконец, в качестве третьей категории потенциальных клиентов программы Евгения Шеншина выделяет владельцев замороженных пенсионных накоплений. Их перевод в ПДС действительно даст участникам больше контроля и возможность досрочно снять средства на лечение. Но для активных инвесторов с горизонтом планирования три‒пять лет, предпринимателей и людей с высокими доходами, которые хотят гибко управлять капиталом, ПДС станет скорее ограничением, чем возможностью.

Собственно говоря, данные ЦБ подтверждают, что россияне предпочитают по максимуму выбирать софинансирование и не вносить дополнительные средства. 512,7 млрд рублей инвестиций на 7,4 млн контрактов — это значит в среднем 73 тыс. на счете, причем уже с учетом софинансирования. К 30 июня 2025 года каждый участник программы вложил примерно по 36 тыс. рублей своих денег — ровно столько, чтобы получить максимальное софинансирование, и не более.

В истории ПДС есть еще один интересный аспект. Конкурировать новой программе приходится не только с ИИС, но и с депозитами. По данным ЦБ, в среднем с четвертого квартала 2018 года по второй квартал 2025-го средневзвешенная доходность от размещения пенсионных резервов (до выплаты вознаграждения УК, спецдепозитарию и НПФ) составляла 6,3%. За тот же период средневзвешенные процентные ставки по банковским депозитам свыше года в среднем достигали 9%, до года — 8,6%. По ПДС постоянное вознаграждение НПФ составляет 0,6% средней совокупной стоимости средств в 2024–2026 годах и 0,5% — с 2027 года плюс дополнительное переменное вознаграждение в размере 20–25% дохода от размещения средств. Получается, что в части доходности клиентам остается рассчитывать только на софинансирование и налоговый вычет — если, конечно, они еще не выбрали лимит по другим программам.

Не тот опыт

Для сравнения: в США наиболее популярными негосударственными пенсионными программами являются корпоративная 401(k) и личная IRA (Individual Retirement Arrangement). По 401(k) налогооблагаемая база снижается на размер взносов, но при получении денег налоги платить все-таки придется. Вычета же по взносам на IRA можно лишиться, если ваш доход превысит пороговый. С 401(k) разрешается снять часть денег — но не забрать, а взять в кредит из своей корпоративной пенсии. Однако при смене работы легко нарваться на требование погашения ссуды. Ну и вишенка на торте: государственной страховки по 401(k), в отличие от нашей ПДС, нет, так что при неудачном управлении или из-за кризиса администратор плана (управляющая компания) может ваши деньги потерять.

Более того, в 2024 году 42% работающих американцев не имели доступа к пенсионным программам, 44,1% не участвовали в них, а 50,5% не получали компенсацию от работодателя. По данным ФРС, медианный размер пенсионных накоплений американцев в возрасте от 55 до 64 лет составляет приблизительно 185 тыс. долларов — это значительно меньше суммы, необходимой для жизни на пенсии в Штатах в относительном достатке.

Чтобы разморозить

Так стоит ли переводить в ПДС пенсионные накопления? По мнению президента Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов (НАПФ) Сергея Белякова, смысл в этом, безусловно, есть. Эксперт поясняет, что в системе обязательного пенсионного страхования порядок и сроки выплат определяются действующим законодательством, в соответствии с которым гражданам будет назначена пожизненная выплата, которая не наследуется и имеет малый размер. Это происходит потому, что все накопления в ОПС будут разделены на 270 месяцев — официально установленный период дожития. В ПДС же можно получить деньги единовременно или в течение заданного гражданином срока (детальные условия прописываются заранее в договоре с НПФ).

В общем, если вы хотите иметь возможность экстренно снять деньги на лечение или при потере кормильца, если предпочитаете вместо ежемесячной пенсии получить единоразовую выплату или готовы отказаться от сбережений, завещав их наследникам, — то смысл участвовать в программе есть. Однако сначала стоит внимательно изучить договор с НПФ: многие аспекты определяются конкретным документом, а не общими параметрами программы.

Но и к этому аспекту ПДС интерес довольно умеренный. По статистике ЦБ, на основании полученных в 2024 году заявлений о переводе средств пенсионных накоплений в ПДС в начале 2025-го туда поступило всего 103,3 млрд рублей. Совсем немного на фоне общего объема программы в 512,7 млрд, особенно если учесть, что эту сумму люди достали не из кармана, а из средств, к которым давно потеряли доступ.

Банки продвигают ПДС

В последние время большой интерес к ПДС стали проявлять банки. Некоторые финансовые организации даже предлагают вклады под 27% в случае заключения договора ПДС с аффилированным НПФ. Но, конечно, это уже с учетом капитализации, всего на два месяца, без возможности снять или пополнить депозит, только для тех, кто открывает ПДС впервые, в размере не больше первого взноса на ПДС и с кучей других оговорок.

Как рассказали в пресс-службе ВТБ, участник ПДС — это лояльный клиент на долгие годы. Он не только вносит средства на счет программы, но, как правило, пользуется всей банковской линейкой: оформляет карты, интересуется накопительными и инвестиционными продуктами, программами лояльности. В ВТБ фиксируют положительную динамику, утверждая, что участниками ПДС на сегодняшний день уже стали более миллиона клиентов банка, а объем привлеченных в ПДС ВТБ средств по итогам 2025 года будет в полтора раза больше, чем годом ранее.

Старший управляющий директор Совкомбанка Анна Камбулова утверждает, что программа долгосрочных сбережений реализует принцип «одного окна», когда клиенты получают доступ к комплексному финансовому обслуживанию через единую точку взаимодействия — банк. Он выступает как оператор, координирующий работу с негосударственным пенсионным фондом, и обеспечивает полный цикл услуг, от консультации и оформления договора до пополнения счета и контроля накоплений. «Такой подход укрепляет клиентские отношения, повышает вовлеченность людей и создает банку дополнительные возможности для предложения смежных продуктов: страхования, инвестиций, кредитования», — объясняет она. В Совкомбанке программа долгосрочных сбережений была запущена в июне, и сотрудники отмечают стабильно растущий интерес клиентов к данному продукту и увеличение динамики его продаж.

Для активных инвесторов с горизонтом планирования три‒пять лет, предпринимателей и людей с высокими доходами, которые хотят гибко управлять капиталом, ПДС скорее ограничение, чем возможность

По словам начальника управления комиссионных и инвестиционных продуктов ПСБ Марии Подосеновой, программа долгосрочных сбережений в банке стартовала в конце прошлого сентября, и с начала 2025 года число ее участников выросло более чем вдвое. Для финансовых организаций с собственными НПФ эта программа — стратегический инструмент развития всего бизнеса на долгосрочную перспективу. Синергетический эффект позволяет получать выгоду всем участникам процесса: банк повышает лояльность клиентов, НПФ наращивает активы и комиссионный доход, а у клиентов появляется новый инструмент для формирования финансового благополучия в долгосрочной перспективе.

Быстро, но медленно

В заключение хочется еще раз обсудить тему развития программы долгосрочных сбережений. С одной стороны, число участников ПДС увеличивается, банки с огромной базой клиентов заинтересованы в ее продвижении, с другой — объемы демонстрируют весьма скромный рост, а взносы держатся на уровне, достаточном для получения максимального софинансирования.

По мнению заместителя заведующего базовой кафедрой инфраструктуры финансовых рынков факультета экономических наук НИУ ВШЭ Андрея Столярова, такая динамика связана, во-первых, с недоверием граждан к финансовому рынку и отсутствием у них опыта долгосрочного инвестирования (и немудрено: российский рынок десятилетиями отбивал подобные желания), а во-вторых, с нынешними трендами нашего фондового рынка и экономической неопределенностью.

Евгения Шеншина также считает, что причина столь медленного роста кроется в недоверии людей к долгосрочным обязательствам государства и в понимании реальных рисков инфляции: россияне помнят сгоревшие вклады 1990-х, заморозку пенсионных накоплений, регулярные изменения правил игры на ходу. По мнению эксперта, на таком фоне блокировка средств на 15 лет воспринимается как потеря контроля над сбережениями. «Как оператор инвестиционной платформы, я каждый день вижу потребность людей в ликвидности, контроле и понятной доходности здесь и сейчас. Наши инвесторы предпочитают горизонт 1–12 месяцев, возможность выхода, прозрачность рисков и ежемесячный денежный поток», — отмечает она.

Старший преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Анастасия Бугреева также относит к основным недостаткам программы слишком долгий срок заморозки средств, в течение которого нельзя забрать деньги без потери льгот. Скромная динамика программы ПДС, с ее точки зрения, объясняется недостаточной информированностью потенциальных участников, сложностью механизма и низкой доходностью от инвестиций.

Впрочем, целевые показатели у программы отнюдь не заоблачные. Как поясняет Александр Абрамов, реализация ПДС идет по графику, предписанному федеральным проектом «Развитие финансового рынка». К концу 2030 года объем сбережений в программах ПДС, ИИС и долевого страхования жизни должен составить 3 трлн рублей. Это относительно скромный ориентир, не предполагающий спешки в его достижении.

По оценке Сергея Белякова, успехи ПДС дают все основания считать, что поручение президента привлечь в нее 1% ВВП к концу 2026 года будет выполнено. Так же, как было выполнено в 2024 году: вложения в ПДС за первый год работы программы превысили установленную планку и достигли 254 млрд рублей.