Однако торжественное мероприятие было слегка омрачено отсутствием на нем большей части лидеров стран Евросоюза и руководства ЕС. В частности, саммит в Колумбии отказались посетить президент Франции Эммануэль Макрон, канцлер ФРГ Фридрих Мерц, премьер-министр Италии Джорджа Мелони, а также председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен.
Зато в Колумбию прибыла глава дипломатии ЕС Кая Каллас, но лучше бы она этого не делала. В частности, Каллас проигнорировала вопрос журналиста, поинтересовавшегося, почему на саммите нет Урсулы фон дер Ляйен, и в свойственной ей хамоватой манере посоветовала прессе «быть благодарными тем, кто приехал».
В принципе, ответить на этот вопрос было нетрудно: европейские лидеры боялись вызвать гнев президента США Дональда Трампа, администрация которого за две недели до саммита ввела санкции против президента Колумбии Густаво Петро и ряда его соратников под предлогом их участия в наркоторговле. Кроме того, Трамп пригрозил Колумбии применением силы, если та не прекратит наркотрафик. На самом же деле Петро раздражает Белый дом тем, что называет внесудебными расправами удары американских военных по лодкам у берегов Венесуэлы и Колумбии. «Представители правительства США совершили убийство и нарушили наш суверенитет в территориальных водах. Рыбак Алехандро Каранса не имел связей с наркоторговлей, его ежедневной деятельностью была рыбалка», — заявил Петро.
К венесуэльским берегам Трамп отправил эскадру еще три месяца назад, в надежде, что президент Венесуэлы Николас Мадуро при виде американского флота испугается и уйдет в отставку, а крупнейшие в мире нефтяные месторождения страны окажутся под контролем американских компаний. Но этот хитроумный план почему-то не сработал, а тем временем все больше стран называют действия США незаконными и предостерегают американцев от вторжения в Венесуэлу.
Кая Каллас попыталась элегантно уйти от вопроса, поддержит ли ЕС возможную военную интервенцию США в Венесуэлу, заявив, что, согласно международному праву, применение военной силы возможно по двум причинам: это самооборона или действия на основании резолюции Совбеза ООН.
Однако, как быстро выяснилось, это был «неправильный» ответ, он не устроил главу Госдепа США Марко Рубио, который в своей «дипломатичности» мало чем уступает самой Каллас. «Я не думаю, что Европейский союз имеет право определять, что такое международное право. И уж точно они не могут решать, как Соединенные Штаты должны защищать свою национальную безопасность», — сказал Рубио. Но и раздражение главы Госдепа можно понять: европейцы никак не могут выучить довольно простую формулу, согласно которой только США имеют право решать, когда международное право было нарушено, а когда нет.
США фактически объявили страны Латинской Америки зоной своего влияния, куда европейцам не следует соваться не только с визитами, но и со своим мнением относительно возможной военной агрессии США. Подобную доктрину два века назад провозгласил президент США Джеймс Монро, но лишь с той разницей, что Вашингтон, в свою очередь, обязался не лезть в дела Старого Света. А Латинская Америка надолго получила прозвище «задний двор США», куда путь чужакам был заказан. Но «доктрина Трампа» выглядит несколько иначе: Новый Свет — это мое, а Старый Свет — это наше общее.
Не побоялись посетить саммит в Колумбии премьер-министр Португалии Луис Монтенегро и премьер-министр Испании Педро Санчес, у которого уже и без того испорчены отношения с Трампом из-за отказа Мадрида поднять расходы на оборону до 5% ВВП. Кроме того, Португалия и Испания сохранили прочные культурные связи со странами Латинской Америки, большинство из которых когда-то были португальскими или испанскими колониями. А на фоне готовности американской армии атаковать Венесуэлу и Колумбию, а также требования Трампа к Панаме отдать под контроль США Панамский канал колониальный период, возможно, теперь не представляется этим странам таким уж негативным.