Так, в конце октября «Яндекс» сообщил, что в ближайшие пару лет запустит в российских городах 20 тысяч роботов-доставщиков. Они будут доставлять заказы для «Яндекс Еды», «Лавки», «Доставки» и компаний-партнеров.
Новый проект «Яндекса» ― результат многолетнего эксперимента компании, проводимого в Москве, где на доставке заказов работает порядка 150‒160 устройств. Малочисленные неуклюжие коробки с шестью колесами, пробирающиеся через узкие, но многолюдные улочки центра столицы, пока вызывают у горожан симпатию. И в целом как мобильная реклама компании «Яндекс» робот-доставщик выглядит прекрасно. Но они постоянно сталкиваются с препятствиями: то робот-курьер не успел пересечь пешеходный переход, то комплекс городского хозяйства вновь меняет плитку или трубы, вызывая очередной транспортный коллапс, то завал из электросамокатов перегородил пешеходную улицу…
А теперь представьте, что таких неуклюжих «луноходов» стало в сто раз больше. И все они перемещаются по узким улицам города, мешают друг другу, пешеходам, курьерам из других служб доставки, самокатчикам, автомобилистам и городскому транспорту. Вероятнее всего, кара небесная в виде тысяч роботов будет сопровождать лишь столицу и, возможно, Санкт-Петербург, так как другие города страны просто не успели создать безбарьерные пространства. А через бордюры шестиколесные роботы прыгать не умеют.
И ведь самое обидное, что в России, с ее огромными пространствами и удаленными городами, беспилотная курьерская доставка ― крайне необходимая технология. Однако роботы-доставщики за МКАДом приживаются плохо: экономика отвратительная. Тягаться с почтальоном на скудной зарплате сегодня в России мало кто может. Замещать там нечего. А «Яндекс» пытается эксплуатировать и без того перегруженные дороги Москвы. Не приходится сомневаться, что массовое внедрение «луноходов» вызовет очень негативную реакцию у горожан, вслед за ними у городских властей, а в итоге и у федеральных.
Но чтобы достучаться до последних, к несчастью, нужно будет дождаться пары транспортных коллапсов и опозданий нескольких машин скорой помощи или пожарных к месту происшествия. После этого включится вся карательная мощь государства с полным запретом перемещения по пешеходным пространствам роботов, ну а попутно, вероятно, достанется курьерам на электромопедах, самокатчикам и велосипедистам ― просто за компанию.
А ведь проблема намного глубже, чем просто инновационная технология доставки товаров и замена курьерского труда. Активно растущие направления «Яндекса» ― колесная техника на электрической тяге: самокаты, уже ставшие оскоминой, курьерская доставка на электромопедах, а теперь еще и роботы-доставщики. Внедрение электроколеса в народном хозяйстве еще десятилетие назад выглядело как прорыв. Но «Яндекс» решил идти дальше, строить бизнес-империю на этой технологии и зарабатывать миллиарды.
Но эти миллиарды возникают не из инноваций, а из несовершенства российского законодательства: не запрещено — значит, можно. Не запрещено перемещаться по пешеходным зонам на электротяге — значит, можно. В итоге курьеры, самокатчики, роботы-доставщики объезжают московские пробки по тротуарам, лишая горожан и без того урезанного под стоянки и остановки пространства.
Это конфликт между обществом и бизнесом. Местами его можно решить, выделив полосы для перемещения курьеров и электросамокатов по аналогии с велодорожками. Однако в центре столицы под такую инфраструктуру практически нет места. Да и строить ее будут не на деньги «Яндекса» и других служб доставки, а на наши с вами налоги. И с этой точки зрения руководству «Яндекса» стоило бы задуматься: стоит ли овчинка выделки? Можно потерять все «электроколесные» виды бизнеса, выстраиваемые годами, просто из-за одного не очень удачного решения. А потом еще потратить много средств и ресурсов на зализывание ран: конкуренты не преминут воспользоваться неудачами желтого гиганта.
И кстати, одним из доводов отказаться от робота-курьера (и еще курьера на электромопеде, а еще лучше на электросамокате) может послужить опыт американской компании Tesla, которая тоже сделала ставку на электроколесо и автоматизацию движения. Так вот, американские инженеры и маркетологи просчитали риски вторжения в общественное пространство и не стали делать «мини-теслу» для курьерских служб, фермерских хозяйств и т. д. Хотя, казалось бы, все технологии есть, и они отработаны. Компания под руководством Илона Маска пошла по сложному пути и сделала ставку на гуманоидного робота, хотя затраты на разработку и внедрение такого технологического устройства оказались значительно выше, нежели на миниатюризацию Tesla.
Причина проста: когда инновация — штучный товар, она вызывает вау-эффект, но, как только она идет в массы, тут же происходит девальвация ценности нового изобретения, и часто оно может вызвать сопротивление общества. И с этой точки зрения робот гуманоид, скорее всего, легче войдет в повседневную жизнь, нежели колесный робот, БПЛА или даже робособака — попросту из-за того, что вся окружающая нас инфраструктура строилась последние века для прямоходящих существ. Как минимум робот-гуманоид не будет мешать и выглядеть инородно в жизни крупных мегаполисов. Именно поэтому «Яндексу» стоит либо начать разрабатывать своего прямоходящего робота-доставщика вместо «луноходов», либо, если на это нет ресурсов и технологий, дождаться, когда китайские реплики роботов Tesla просто завоюют мир.