Я вас слушаю

Алексей Грамматчиков
обозреватель «Монокль»
24 ноября 2025, 06:00
№48

Дискуссии о несанкционированном прослушивании граждан умными колонками обострились на фоне продолжающегося роста продаж таких устройств. Участники рынка говорят, что пришло время сертифицировать этот тип гаджетов и добавить возможность физического отключения микрофона

Умные колонки используются не только для прослушивания музыки, но и как инструмент планирования, в качестве радионяни, помощника в обучении детей, как центр управления интернет-устройствами в доме
Читайте Monocle.ru в

«Алиса, я хочу кушать? Нет, ты хочешь включить свет» — так, вероятно, в ближайшем будущем будут выглядеть диалоги человека с умной колонкой, шутят пользователи. Но вот представители Роскачества на днях предупредили, что такие устройства способны не только предугадывать желания и выполнять множество других полезных функций, но и подслушивать, причем без ведома владельца.

«Чтобы сохранить свою конфиденциальность, лучше воздерживаться от обсуждения чувствительной информации в непосредственной близости от умных устройств», — заявил ТАСС Сергей Кузьменко, руководитель Центра цифровой экспертизы Роскачества. По словам специалиста, любая фоновая речь может фиксироваться колонкой и применяться для формирования профиля пользователя, поэтому, когда устройство не используется, микрофон лучше отключить. Заявление чиновника вызвало бурную реакцию — от обвинений в распространении безосновательных фобий среди населения до призывов разобраться наконец, способны ли гаджеты собирать сведения о частной жизни.

Пульт управления

Споры о возможных шпионских свойствах умных колонок стали уже весьма жаркими, и немудрено: устройств такого типа на рынке появляется все больше. По подсчетам «М.Видео — Эльдорадо», за первое полугодие 2025 года в России было куплено 2,5 млн умных колонок на 22,2 млрд рублей — это соответственно на 12 и 10% больше, чем за аналогичный период 2024-го. В последние пять лет торговля умными колонками в России в штучном выражении расширилась почти в четыре с половиной раза: если в 2021 году в стране было продано 1,3 млн таких девайсов, то до конца текущего года этот показатель предположительно достигнет 6 млн (см. график).

Спрос на такую технику объясняется тем, что при доступной цене устройств (стартовая стоимость сейчас составляет всего 3–4 тыс. рублей, максимальная — до 50 тыс.) их функционал постоянно расширяется. Они не просто могут находить нужную информацию, но предлагают пользователям все более широкий спектр услуг. «Российские ИТ-гиганты сделали умную колонку главным физическим интерфейсом доступа к своим подпискам, колонка перестала быть гаджетом — она стала “пультом управления услугами”, от музыки и кино до заказа продуктов. Вдобавок это самый доступный способ прикоснуться к технологиям умного дома. Купить недорогую колонку для массового потребителя гораздо проще, чем установить профессиональную систему, и дешевый девайс становится их входным билетом в мир автоматизации», — объясняет Сергей Грибанов, основатель компании INSYTE Electronics (производство систем умного дома).

«Умные колонки используются не только для музыки, но и как инструмент планирования, в качестве радионяни, помощника в обучении детей, как центр управления интернет-устройствами, — продолжает Александр Гейко, генеральный директор компании IntelHome.pro (системы умного дома). — Современные модели легко настраиваются, имеют интуитивно понятный интерфейс и доступны по цене, они все точнее подстраиваются под привычки и предпочтения владельцев, предлагая им индивидуальные рекомендации. Наиболее перспективные функции — голосовое управление сложными сценариями умного дома (например, когда по команде “Доброе утро” включается свет, начинает играть музыка, запускается кофемашина, раздвигаются шторы), а также интеграция с системами безопасности и видеонаблюдения».

Понять человека

Первой коммерческой умной колонкой в мире считается модель Echo от американского хайтек-гиганта Amazon, представленная в 2014 году и оснащенная виртуальным помощником Alexa. В 2016 году модель Home с функционалом на базе Google Assistant начал продавать Google. Позже появились продукты от Apple, китайских производителей типа Xiaomi и других компаний.

Лидер российского рынка «Яндекс» показал первую умную колонку «Станция» в 2018 году и с тех пор активно расширяет модельный ряд своих устройств: в 2019-м в продажу поступила «Яндекс Станция Мини», осенью 2020-го — флагман «Яндекс Станция Макс», летом 2021-го — «Яндекс Станция Лайт», а в 2023-м — «Яндекс Станция Миди» и «Станция Дуо Макс» с сенсорным экраном. Последняя новинка появилась в мае 2025 года — это колонка «Станция Стрит», которая защищена от влаги и пыли и предназначена для использования вне дома. Но на прошлой неделе компания официально представила новую модель «Яндекс Станция 3», которая, в частности, отличается высокой звуковой мощностью (50 Вт) и оснащена детектором шумов и новой светодиодной подсветкой.

О том, чтобы электронное устройство понимало голосовые команды, люди мечтали давно: считается, что прообразом умных колонок стал игрушечный пес Radio Rex, который выпускался в США в 1920-е годы. Собака выскакивала из будки при выкрикивании ее имени, но конструкция была больше механическая: звуковое колебание воздуха размыкало электромагнит, приводя в действие пружину.

Сейчас же принцип работы умных колонок основан на алгоритмах искусственного интеллекта: нейронные сети распознают речь, анализируют ее, определяют тематику диалога, выделяют полезную для поиска информацию и синтезируют ответы или же выполняют команду. Мировые корпорации вроде Amazon или Google не уделяют достаточного внимания развитию функции распознавания русской речи, поэтому на российском рынке умных колонок доминируют отечественные производители.

По данным «М.Видео — Эльдорадо», порядка 80% от общего объема продаваемых в стране устройств сейчас приходится на «Алису» от «Яндекса». Следом идут «Маруся» от VK и «Салют» от Сбера — 7 и 5% соответственно. Гаджеты от Xiaomi и Apple в России хоть и присутствуют, но занимают совсем небольшие доли рынка. «Отечественные голосовые ассистенты объективно лучше понимают русский язык и локальный контекст, чем западные аналоги, развитие которых в нашей стране приостановилось», — объясняет Сергей Грибанов.

«Активное слушание»

То, что умные колонки, а также другие гаджеты, прежде всего смартфоны, могут без ведома пользователей подслушивать их, в последние годы является предметом острого обсуждения. Все началось в 2019 году, когда вокруг голосового помощника Alexa от Amazon разразился скандал: журналисты выяснили, что реальные люди из корпорации прослушивают фрагменты разговоров пользователей для «повышения качества сервиса». Американская компания этот факт в итоге признала, однако заявила, что записи были короткие, выбранные случайным образом исключительно для улучшения технологий распознавания речи.

В 2023 году настоящий переполох вызвала просочившаяся в прессу информация о том, что крупная американская рекламная компания Cox Media Group предлагает своим корпоративным клиентам технологию под названием «активное слушание». Ее суть заключалась в использовании информации от микрофонов смартфонов, планшетов и умных колонок, которая могла бы быть интересна рекламодателям. После обрушившегося на компанию шквала критики вся информация о скандальной технологии была удалена, а клиенты поспешили публично дистанцироваться от подобного рода услуг.

Сейчас производители умных колонок решительно отвергают утверждения о том, что техника слушает своих хозяев без их ведома: якобы прием голосовой информации в гаджете активизируется только после произнесения пользователем кодового слова — определенной команды. Хотя при этом не отрицается тот факт, что микрофон в ожидании команды постоянно включен. И что тогда может помешать девайсу фиксировать другие диалоги? 

Интернет переполнен историями о том, как кто-то говорил дома, скажем, о новой кофемашине или шуруповерте и вдруг начал видеть рекламу именно этих товаров. Специалисты компании «Лаборатория Касперского» недавно провели серию расследований на эту тему и пришли к выводу, что подобные случаи не результат прослушивания, а эффект взаимодействия с окружающей цифровой средой. По их мнению, такие пользователи, скорее всего, неосознанно чуть больше задерживались на страницах с описанием нужного продукта, просматривали его наличие на маркетплейсах и т. д., в результате чего стали получать рекламные предложения.

Аналитики полагают, что постоянный анализ диалогов миллионов пользователей потребовал бы огромных вычислительных и финансовых ресурсов, которых и так сейчас не хватает, а значит, использование технологий прослушивания в маркетинговых целях вряд ли оправданно. «Риск случайного запуска умной колонки реален: гаджет может ошибочно распознать похожие на активационную фразу слова и начать запись. Однако утверждать, что устройство фиксирует все разговоры, неверно, — считает Александр Гейко. — Чтобы постоянно записывать, распознавать, хранить и анализировать весь звуковой поток вокруг миллионов колонок, нужно обрабатывать гигантский объем аудиоданных в реальном времени и передавать этот поток по сети, что мгновенно убьет каналы связи и трафик».

Другое дело преступники: для хакеров взломать умное устройство вполне реально. Например, еще в 2017 году специалист по кибербезопасности Марк Барнс публично взломал умную колонку Amazon Echo и смог прослушивать все происходящее в доме ее хозяина. Стопроцентной защиты от подобного шпионажа нет до сих пор, так что при помощи подобных девайсов преступники вполне способны получать информацию, скажем, о своих конкурентах или иных лицах. Аналогичным образом могут поступать и спецслужбы. «Даже если производитель добросовестен, он не вправе игнорировать запросы компетентных органов. Если поступает запрос на передачу информации по конкретному аккаунту, у компании технически и юридически нет возможности отказать спецслужбам», — говорит Сергей Грибанов.

Где же у него кнопка?

«Яндекс» и другие российские производители умных колонок не ответили на просьбу «Монокля» прокомментировать тему несанкционированного прослушивания. Власти, со своей стороны, призывают «не нагнетать»: глава думского комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Сергей Боярский назвал заявления представителей Роскачества безответственными и провокационными. В своем MAX-канале депутат сообщил, что подобные заявления способствуют «распространению безосновательных цифровых фобий среди населения», что недопустимо. И добавил, что «связался с несколькими операторами умных колонок, они категорически опровергают эти тезисы».

Юристы говорят, что при скачивании новых приложений люди не глядя соглашаются с условиями, а там часто мелким шрифтом упоминается возможность использования голосовой информации; следовательно, трактовка прослушивания в правовом поле неоднозначна. «Как правило, покупая умную колонку, ее владелец принимает условия пользовательского соглашения, где предусмотрен порядок обработки окружающих звуков, включая ограничения такой записи, а также ограничения анализа содержимого голосовых записей. Это свидетельствует о том, что запись и передача записанных голосовых команд правомерны, пока не будет доказано, что объем фиксации не соответствует условиям соглашения, — комментирует Александр Анощенко, юрист практики интеллектуальной собственности и информационных технологий юридической фирмы Nextons. — Но в случае доказательства вины производителя колонки можно привлечь к ответственности. Краеугольным камнем здесь является конституционное право человека на неприкосновенность частной жизни, право на личную и семейную тайну. Нарушение указанных прав может повлечь для нарушителя как административную, так и уголовную ответственность, в зависимости от дальнейшей судьбы незаконно собранной информации».

«О том, как работают умные колонки — во всяком случае, как они должны работать, — мы знаем от компаний, производящих их в разных уголках мира, — пишет в своем блоге Эльдар Муртазин, ведущий аналитик Mobile Research Group. — Колонка постоянно “слушает” окружающее пространство, как только произносится активационное слово, устройство начинает записывать звуки, анализирует их и передает в облако, на серверы компании. В теории, пока вы не произнесли активационное слово, ничего не происходит, но никаких независимых исследований этого вопроса на рынке нет, никто не утверждал, что такие продукты безопасны. Получается, что мы говорим о классической ситуации: слово одних против уверений других. Разработчики говорят, что они не следят, а пользователи не до конца им доверяют, и, судя по реакции в медиа, в слежку верят многие».

Специалист подчеркивает, что доказательств такого шпионажа не существует. «Вряд ли “Яндекс” или кто-то иной будет осознанно следить за своими пользователями нон-стоп, вероятность такого события крайне невелика, — отмечает Эльдар Муртазин. — Другое дело, что в колонке, которая стоит дома и постоянно слышит все вокруг, заинтересованы могут быть очень многие, в теории ее можно взломать и получить доступ ко всему, что она слышит. И это лакомый кусочек для многих злоумышленников».

Если вы используете обычные умные колонки, единственный надежный способ защиты от утечки информации при важных переговорах — физически выключать их из розетки

ИТ-эксперты напоминают, что, например, среди технологий управления системами умного дома есть и более защищенные от утечек решения. «Если вы хотите полностью исключить риск и защитить переговоры внутри жилища, откажитесь от беспроводных облачных колонок любого бренда, — категоричен Сергей Грибанов. — Альтернатива — использование профессиональных проводных систем умного дома. Это автономные решения, где “мозг” (центральный контроллер) находится непосредственно внутри дома или здания, он обрабатывает голосовые команды локально, на внутренних компьютерах, ничего не передавая в интернет. Такие системы более функциональны, полностью конфиденциальны и защищены, хотя и стоят дороже».

Обезопасить же себя от подслушивания умными колонками можно только радикальными методами. «Если вы все же используете обычные умные устройства, единственный надежный способ защиты при важных переговорах — физически выдергивать вилку из розетки, — продолжает эксперт. — Однако это крайне неудобно: бегать по дому, обесточивая гаджеты перед каждым разговором (личным или телефонным), в быту практически нереально».

Да, функция отключения микрофона в современных умных девайсах обычно есть. Но проблема в том, что микрофон обычно дезактивируется программным способом, который нельзя назвать стопроцентно надежным. «Часто эксперты советуют просто выключать микрофон кнопкой, но такой способ не дает никакой гарантии. В большинстве случаев поведение устройства при нажатии кнопки настраивается производителем программно. На данный момент на рынке очень мало колонок, имеющих реальный аппаратный размыкатель микрофона, а значит, с технической точки зрения несанкционированное прослушивание остается возможным», — указывает основатель компании INSYTE Electronics.

Всем умным колонкам нужен аппаратный выключатель, физически прерывающий контакт с микрофоном. На это мог бы обратить внимание регулятор, которому пришло время задуматься о сертификации подобных устройств. «Необходима принудительная сертификация контроля передачи данных в интернет, — подчеркивает Сергей Грибанов. — Обязательным стандартом должно стать наличие механической (не сенсорной) кнопки выключения микрофона, которая физически разрывает цепь питания записывающего устройства».