ФНС России добавила облигационному рынку огня

19 января 2026, 06:00
№4

Федеральная налоговая служба после новогодних каникул заблокировала счета сразу трех компаний — эмитентов облигаций. Первой стал «Нэппи Клаб», владелец одноименных бренда товаров для новорожденных и интернет-магазина, задолжавший уплату НДС.

ИТАР ТАСС/ ВАЛЕРИЙ БУШУХИН
Enfant terrible рынка высокодоходных облигаций
Читайте Monocle.ru в

В самой компании объяснили, что все дело в доначислении НДС на фоне реорганизации юрлица и смены ИНН. Блокировка не позволила вовремя заплатить купон всего лишь в 3,1 млн рублей (у компании один выпуск на 150 млн), и «Нэппи Клаб» оказался в техническом дефолте, но постарался как можно быстрее погасить долг перед ФНС и обещает перевести держателям облигаций купоны в ближайшее время.

Вторым стал самарский производитель свинины «Центр-Резерв» — в его случае причиной блокировки и вовсе заявлена «несвоевременная подача декларации». У «Центр-Резерва» пять выпусков облигаций на 634 млн рублей, причем последний был размещен лишь месяц назад.

Но взорвал новостную повестку третий случай: блокировка счетов «Уральской стали», enfant terrible рынка высокодоходных облигаций, — из-за долга в 1,4 млрд рублей. Блокировка была снята буквально за сутки, но теперь инвесторы крайне нервно ждут январских купонов по двум выпускам (всего «Уральская сталь» должна только по облигациям 22 млрд).

Все это иллюстрации того, как в 2026 году сошлись сразу два фактора: ухудшение финансового положения многих компаний и ужесточение действий ФНС. С одной стороны, эмитенты, особенно изначально занимавшие по высоким ставкам, исчерпали свой запас прочности (подробнее см. «Высокодоходные облигации: покиньте эту зону немедленно»). С другой — ФНС продолжает закручивать гайки: налоговики предупреждают, что доначисления охватывают далеко не только «упрощенку», но и общие режимы и буквально все налоги и взносы, камеральные проверки усиливаются, так как у ФНС есть четкий KPI: доначисление должно как можно быстрее быть взыскано в бюджет. Прибавим к этому возможные неплатежи контрагентов — и получим ситуацию, когда любое неверное движение может обрушить бизнес, который и так на грани.

«Регуляторные риски имеются практически для любых эмитентов и носят, как правило, внезапный и неустранимый характер, — говорит экономист, автор телеграм-канала angry_bonds Дмитрий Адамидов. — Но если с крупными налогоплательщиками ФНС обычно более осторожна и порой даже деликатна, то с предприятиями малого и среднего предпринимательства никто обычно не церемонится. Поэтому сам по себе факт блокировки счетов не является чем-то необычным или уникальным: практически каждое предприятие с таким сталкивалось хотя бы раз. Другой вопрос, что, например, “Уральская сталь” себя и так чувствует не очень и инвесторы, никогда не имевшие собственный бизнес, не всегда правильно интерпретируют подобные новости, оттого и возникают панические заливы в стаканах».

По словам экономиста, единственное, что можно сделать, — улучшить раскрытие информации. Хотя обязать эмитента комментировать подобные вопросы тоже нельзя: это может нарушать коммерческую тайну.