Общеэкономическое охлаждение и конкуренция с фурами дали РЖД антирекорд

19 января 2026, 06:00
№4

Оператор отечественных железных дорог ОАО РЖД отчитался о том, что объем погрузки на его сети по итогам 2025 года составил 1115,8 млн тонн, это на 5,6% меньше показателя предыдущего года.

ДМИТРИЙ ЯГОДКИН/ТАСC
Экономика в принципе не располагала к скольконибудь значительным успехам на транспорте
Читайте Monocle.ru в

Объем погрузки оказался наименьшим за всю историю существования РЖД в текущей организационной форме (с 2003 года), за исключением кризисного 2009-го. Даже в ковидном 2020-м отгрузка была больше: 1,24 млрд тонн.

При более детальном рассмотрении становится очевидно, что по итогам 2025 года у РЖД снизились объемы погрузки по большинству грузовых позиций. Так, угля было погружено 324,5 млн тонн (на 2,1% меньше, чем в предыдущем году), нефти и нефтепродуктов — 197,1 млн тонн (−5% к уровню 2024-го), железных и марганцевых руд — 108,4 млн тонн (−0,5%), строительных грузов — 99,3 млн тонн (−10,5%). Прирост погрузки показали только минеральные удобрения: 70,3 млн тонн, на 3,8% больше показателя предыдущего года.

Драму с погрузкой определяют два комплекса причин: внешние факторы экономической конъюнктуры, никак не зависящие от действий железнодорожного оператора, и внутренние, связанные с работой самой компании.

Что касается первого, то конъюнктура на большинстве товарных рынков, формирующих объемы погрузки РЖД, неутешительная. В целом по промышленности России за январь‒ноябрь 2025 года (более полных данных еще нет) Росстат сообщает о росте на 0,8% к аналогичному показателю предыдущего года. Но при отраслевой детализации становится ясно, что очень хорошие индексы роста выдают отрасли, занимающиеся экстренным импортозамещением и удовлетворением военных потребностей: фармацевтика и выпуск медицинских инструментов, электроника и оптические приборы, выпуск летательных аппаратов и прочих машин (кроме автомобилей). Здесь темпы роста в годовом исчислении подчас двукратные, но сам вклад этих отраслей в промышленное производство (а тем более его «тоннажность») не настолько велик, чтобы позитивно отразиться на работе транспортного комплекса.

Здесь же и примкнувшие к лидерам роста минеральные удобрения, в том числе их экспорт. По данным отраслевой ассоциации РАПУ, только за первые три квартала 2025 года экспорт удобрений из России увеличился в натуральном измерении на 8%, достигнув 33,7 млн тонн. Всего по итогам года он может составить рекордные 45 млн тонн, что на 7% превысит уровень 2024-го и в принципе станет для отрасли историческим рекордом.

Однако основные грузообразующие для железнодорожного транспорта России отрасли по итогам 2025 года демонстрируют снижение объемов производства. Добыча полезных ископаемых, металлургия, выпуск строительных материалов, химия (кроме удобрений), лесная и целлюлозно-бумажная промышленность — все в зоне отрицательных значений индексов роста производства, как в силу экспортных ограничений, так и из-за снижения спроса на внутреннем рынке (высокие процентные ставки, падение потребительской активности на фоне высокого инфляционного давления). Таким образом, экономика в принципе не располагала к сколько-нибудь значительным успехам на транспорте.

Но нельзя не отметить и то, что свой вклад в проблемы РЖД внесла неудачная конкуренция с автомобильным транспортом. Так, по данным Росстата, при снижении объемов погрузки на железнодорожном транспорте в январе‒ноябре 2025 года на 5,8% к аналогичному периоду предыдущего года объем погрузки на автомобильном транспорте за тот же период вырос на 1,3%. В динамике грузооборота разница между этими видами транспорта еще более разительная. По данным Росстата, грузооборот на железнодорожном транспорте в январе‒ноябре 2025 года снизился к аналогичному периоду 2024-го на 1,4%, в то время как на автомобильном транспорте вырос на 3,2%. Это, а также ускоренный рост грузооборота по сравнению с ростом погрузки (грузооборот считается как произведение объемов и расстояния перевозки) означает, что автомобильный транспорт забирается все дальше в традиционное поле деятельности железных дорог: в перевозки грузов на большие расстояния.

О причинах этого явления говорят много и давно: в первую очередь дело в негибких тарифах железнодорожников, которые вынуждены нести социальную нагрузку в виде тех же убыточных перевозок угля. Можно спорить о том, что стране важнее — поддержать железные дороги или гарантировать вывоз угля во что бы то ни стало, но пока это приводит к таким вот удручающим производственным итогам для РЖД.