Удивляться не стоит: все старые механизмы, влиявшие на курс рубля до начала СВО и массированных санкций, сломались. Мы живем в условиях новой реальности, когда формулы, правила и расчеты не работают.
За последние годы вместо старых прозрачных, стройных, подконтрольных ЦБ, налоговой, Росфинмониторингу и таможенникам механизмов обращения валюты сформировалась огромная, стремительно растущая черная дыра параллельной криптоэкономики.
На прошлой неделе Альфа-банк провел мероприятие, посвященное цифровым активам и их обращению в России. Там прозвучало несколько поразительных цифр. Например, оборот российского крипторынка составляет около 50 млрд рублей в день. За год набирается 18 трлн рублей, или порядка 250 млрд долларов. Для понимания масштабов: внешнеторговый оборот России, включающий весь экспорт и импорт, в 2025 году составил 697,3 млрд долларов.
Из контекста следует, что 50 млрд рублей в день — это только конверсионные операции: обмен крипты на рубли через хавалу (криптобиржи это называют P2P) или через криптообменники. И весь этот рынок работает в серой зоне: прямых запретов на криптовалюту в России нет, но и белых каналов тоже не возникло. А ведь спрос на крипту огромный. Для многих людей и компаний стейблкоины, цифровые валюты, привязанные к курсу фиатных валют — доллара, рубля и т. д., — стали ответом на санкционное давление.

