Дядя Кока жив
В этой рубрике мы обычно пишем о новом кино, но иногда хочется немного притормозить и вспомнить кое-что старое. Повод для этого отступления грустный. Умер непрофессиональный актер Илья Иванов — знаменитый дядя Кока из «Черной розы» Сергея Соловьева.
Соловьев в своей трилогии («Асса» — «Черная роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви» — «Дом под звездным небом») удивительно точно передал дух середины 80-х – начала 90-х, краткого периода надежд, которым не суждено было сбыться. Люберецкий работяга дядя Кока был во многом символом того времени. Простодушный и доверчивый, он весьма комично пытался встроиться в новую жизнь, впрыгнуть в вагон тронувшегося непонятно куда поезда. Но у него не получилось. Зато получилось сохранить себя.
Зазор между персонажем и актером оказался не таким уж большим. Илья Иванов попал в кино случайно, до этого он работал художником в Ленинградском государственном оптическом институте, занимался дизайном всяких телескопов и фотоаппаратов. Потом познакомился с Соловьевым, и тот позвал его в кино. А позже разочаровался и в своей новой профессии. Это было начало девяностых, эпоха так называемого «кооперативного кино», — поводов для разочарований хватало. Иванов решил: во всякой ерунде не участвовать. Его продолжали звать, а он отказывался. Говорил: «Если я в ЭТОМ буду сниматься, перестану себя уважать». Видимо, слишком высокой оказалась планка, заданная Соловьевым, с которым их пути разошлись. Иванов ушел с головой в свое давнее хобби — рыбалку. Изготовлял блесна на продажу, занимался этим до самой смерти. «Мне нравится такая жизнь — ни начальников, ни подчиненных, ни перед кем не нужно прогибаться», — говорил он. Иванов не стал актером, но сохранил себя, уважение к себе и свою свободу. И оставил нам на память о себе образ странного и нежного человека. Бессмертный образ.
На игле-2
Дэнни Бойл
Продолжение легендарного фильма «На игле» (1996), мгновенно сделавшего звезд из режиссера Дэнни Бойла и актера Юэна Макгрегора. Бойл собирался снять сиквел еще десять лет назад, но страшно поцапался с Макгрегором, обидевшимся на то, что главная роль в фильме Бойла «Пляж» досталась не ему, а Леонардо ди Каприо. Только спустя годы они помирились и приступили к работе — вместе со всеми другими актерами, сыгравшими в первой части. «На игле-2» — вольная интерпретация романа «Порно» Ирвина Уэлша, по книге которого снят и первый фильм. В интервью Бойл не раз выражал опасения по поводу того, что в случае провала зрители его убьют.
*ДЛЯ ЖЕЛАЮЩИХ ПОРЖАТЬ
Золото
Стивен Гаан
Гаан когда-то получил «Оскара» за сценарий фильма «Трафик» — первый сценарий, который он написал в своей жизни. Потом стал снимать фильмы сам. Затем, после выхода фильма «Сириана» в 2005 году, перестал. И вот спустя 11 лет вернулся в большое кино, словив Макконахи — в смысле, уговорив звезду «Настоящего детектива» сняться в драме о фанатичном золотоискателе, который в конце 1980-х решил во что бы то ни стало найти золото в индонезийских джунглях. Макконахи в «Золоте» облысевший и располневший, но все такой же маниакально-убедительный.
* ДЛЯ ЛЮБИТЕЛЕЙ ОСТРЫХ ОЩУЩЕНИЙ
Любовь с ограничениями
Дмитрий Тюрин
Не совсем стандартный сюжет для отечественного «легкого» кино: главный герой прикидывается инвалидом и плотно усаживается в коляску, чтобы получить хорошую работу в компании «Нашгаз». Поначалу основная проблема героя в том, чтобы не спалиться, но потом комедия перетекает в мелодраму и все становится куда серьезнее — у него завязываются отношения с девушкой, которая в самом деле прикована к инвалидной коляске. В главных ролях Павел Прилучный и Анна Старшенбаум.
* ДЛЯ РОМАНТИКОВ
Лобановский навсегда
Антон Азаров
Тренер Валерий Лобановский вывел киевское «Динамо» в гранды европейского футбола, а сборная СССР под его руководством взяла «серебро» на Евро-1988 — результат, который повторить позже не удалось ни Украине, ни России. Высокий человек, внешне невозмутимый, неизменно раскачивающийся на тренерской скамейке во время матча, славился бескомпромиссностью и умением добиваться своего и на футбольном поле, и в кабинетах футбольных функционеров. А также диктаторски-чудаческим нравом: однажды, например, он приказал бросившему курить футболисту вернуться к вредной привычке, потому что с ней, по мнению тренера, тот лучше играл. В фильме о Лобановском вспоминают его подопечные футболисты, а также Мишель Платини и Карло Анчелотти.
* ДЛЯ ЛЮДЕЙ