О прекрасная новая искренность
У меня зазвонил телефон. Потом еще раз. Просят выступить в телевизионном ток-шоу, просят прокомментировать по радио. Со мной такое редко бывает — про книжных критиков обычно вспоминают один раз в год, в день вручения Нобелевской премии по литературе. В остальное время года никто не помнит о нашем существовании. Но вот случилось: Захар Прилепин отправился на войну. Всем нужны комментарии.
Итак, Захар Прилепин, красивый лысый мужчина в самом расцвете сил, талантливый писатель, лауреат «Национального бестселлера», «Супернацбеста» и «Большой книги», бывший омоновец, бывший нацбол, бывший оппозиционер, никогда не скрывавший своих симпатий к ДНР и ЛНР, дал интервью «Комсомольской правде». В котором заявил, что создает в Донецке новый батальон и будет там политруком.
И вот уже две недели «захаросрач» не снижает обороты. Леонид Юзефович попросил над Прилепиным не смеяться, Александр Архангельский пожелал Захару вернуться живым, Вера Полозкова пообещала выпить шампанского, если Прилепина убьют. Претензии к Захару, которые последние две недели сыплются как из ведра, можно разделить на две условные группы. Первая: писатель не должен воевать. Вторая: Захар-политрук — лишь пиар основной деятельности Захара-писателя. Всего одно интервью да пара фотографий в армейской форме с большим пистолетом, и вот уже книжек будут больше покупать и на выступления ходить чаще. Собственно, выступления и есть главная претензия: буквально через пару дней после интервью «КП» у Прилепина стартовал большой гастрольный тур по России. Как он будет политрукствовать? По Скайпу? Впрочем, понятно, что для однобатальонников Прилепина важнее его громкое имя, чем постоянное пребывание в окопах.
На заре писательской карьеры Захар удивительным образом примирял условных либералов, почвенников и охранителей. Не разделяя убеждений пишущего, все отмечали его талант. В 2011–2012-м Прилепин был одним из духовных лидеров антиправительственных выступлений, но с началом Майдана превратился в фактического союзника власти. Как и значительная часть нацболов. Тогда гадали, насколько Захар искренен: с одной стороны, неприятие революции в Киеве и поддержка выступлений на Донбассе были вполне в духе его убеждений, с другой — хороши те убеждения, которые можно хорошо продать. Чего же он хочет? Пост губернатора Нижегородской области? Или сразу в федеральные министры? Статус всенародного кумира? Так же гадают и сейчас. Ответ мы узнаем через какое-то время.
Мэри Бирд
SPQR
Издательство «Альпина нон-фикшн»
Отличный нон-фикшн о Древнем Риме. Мэри Бирд, известный британский историк, показывает понятный фокус: «Так, давайте не я вам буду рассказывать о Риме, а вы мне. Что вы про него знаете? А откуда это все стало известно сперва историкам, а от них вам? Не задумывались? Насколько достоверны эти сведения? Не врали ли источники?» И дальше выясняется, что о Риме, который, казалось бы, из всей древней истории изучен лучше всего, мы в реальности знаем очень и очень мало. И в основном из римских источников, которые, естественно, описывают все события римской истории в самом лучшем свете.
ДЛЯ ЛЮДЕЙ/ДЛЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛОВ/ДЛЯ РОМАНТИКОВ
Анна Старобинец
Посмотри на него
Издательство Corpus
Известная писательница, сценаристка и бывший журналист «Русского Репортера» написала документальную книгу. Несколько лет назад ее еще не родившемуся ребенку врачи поставили страшный диагноз. «Смотрите, как интересно... Вод пока нормальное количество... Но скоро будет маловодие... С такими пороками дети не выживают... Не выживают. Не выживают. Не выживают». К подобным проблемам нельзя подготовиться, но российская система здравоохранения устроена так, чтобы матери было еще больнее. Аня с потрясающим хладнокровием описывает все круги ада, которые ей пришлось пройти. Те, кто побывал в такой ситуации, обычно молчат. Возможно, эта книга хоть что-то поменяет.
ДЛЯ ЛЮДЕЙ
Алексей Иванов
Тобол
Издательство АСТ
700-страничный роман о Сибири времен Петра Первого, по которому вроде как уже написан сериал. Обещают русскую версию «Игры престолов», что немного обидно, ведь Алексей Иванов — слишком самостоятельное и важное явление в русской культуре, чтобы его с кем-то сравнивать. Итак, только что закончилась Полтавская битва, пленные шведы прибывают в Сибирь, в Тобольск, где попадают в сложную интригу. На большом уровне играют Россия и Китай, на среднем — местный губернатор Гагарин, бухарские купцы, китайские послы, местный гений-самородок и первый русский картограф Семен Ремезов. На низшем уровне играют солдаты, казаки, коренное население Сибири. У одних ставка — собственно Сибирь, у других — богатство, у третьих — жизнь.
ДЛЯ ЛЮДЕЙ/ДЛЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛОВ
Михаил Гиголашвили
Тайный год
Издательство АСТ
Еще один исторический роман — на сей раз про Ивана Грозного, который в этой книге главный персонаж. В 1575 году Иван Васильевич отошел от дел, посадил в Москве на трон касимовского князя Симеона Бекбулатовича, а сам решил взять паузу. Дальше нам предлагают отправиться в путешествие, прямиком в голову Ивана Грозного — посмотреть, что там происходит, и ужаснуться. «Пытался что-то подсчитывать в уме, но все путалось, рассыпалось, в мозгу оставалась только клейкая печаль и кровяная ярость.
И много злости на себя. Не поезжай он незнамо куда — и не было бы такого! Не реши он бежать, как пес блохастый от стрелецкого сапога, — и не печаловался бы ныне! От себя не убежишь! Конечно, и большего лишался и не плакал, но уж очень обидно, и стыдно, и муторно, когда с тобой такое случается!»
ДЛЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛОВ