Пермский край
Ушел: Виктор Басаргин, 59 лет (5 лет губернаторства)
Люди говорят: Зоопарк победы. Губернатор безуспешно боролся за перенос городского зоопарка, который находился на территории бывшего кладбища, из центра сначала на окраину, потом в Парк Победы, против чего восстали местные экологи и урбанисты, подозревая планы выгодной застройки. «Не дергайтесь», — сказал Путин Басаргину, когда тот попытался заранее продлить полномочия. «Вероятно, конфликт между законодательной и исполнительной властью просто дошел до своего предела, — считает генеральный директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев. — Незадолго до заявления Басаргин возглавил кабинет министров, взяв таким образом под контроль законодательную и исполнительную власть в регионе».
Экс-губернатор остается в политической обойме — вернулся в правительство.
Пришел: Максим Решетников, 37 лет, работал в Перми с предыдущим губернатором, в последнее время — в аппарате мэра Москвы.
Новгородская область
Ушел: Сергей Митин, 65 лет (10 лет губернаторства).
Люди говорят: Охотник. При вступлении в должность губернатора Митин знакомился с окрестностями и ранил из огнестрельного оружия рыбака — это происшествие потом еще долго обсуждали. Барин. «Для Сергея Митина сорваться на крик, наорать, к примеру, на подчиненных или журналистов было обычным делом, — рассказывает журналист Александр Власов. — Многие жители нашей области быстро разочаровались в нем. Прежде всего, по моему мнению, — из-за его болезненного самолюбия, чванства, вседозволенности, нетерпимости к любой критике в свой адрес и стойкого нежелания считаться с чужим мнением».
Отвечая на критику, Митин любил прочесть стихотворение, ложно приписываемое Омару Хайяму: «В одно окно смотрели двое… Один увидел — дождь и грязь, другой — листвы зеленой вязь, весну и небо голубое… В одно окно смотрели двое…» Забавно, но те же строки (опять-таки с ложной ссылкой на Хайяма) цитировал в региональном парламенте другой наш герой, Александр Худилайнен.
Пришел: Андрей Никитин, 37 лет, из Агентства стратегических инициатив.
Карелия
Ушел: Александр Худилайнен, 60 лет (4 года губернаторства).
Люди говорят: Собирайте ягоды! Жители Карелии довольно бурно отреагировали на губернаторское предложение заняться сбором ягод. По мнению губернатора, на ягодах можно заработать 100–200 тыс. рублей, главное — не лениться. Социальные сети взорвались негодованием: в республике мало работы и молодые люди уезжают в другие регионы. В прошлом году Худилайнену был направлен выговор президента в связи со срывом программы переселения из ветхого жилья.
Пришел: Артур Парфенчиков, 52 года, бывший руководитель Федеральной службы судебных приставов.
Бурятия
Ушел: Вячеслав Наговицын, 60 лет (10 лет губернаторства).
Люди говорят: Закрой форточку! Наговицын предложил штрафовать жителей за открытие форточек зимой. Все в круг! Чтобы разгрузить дороги, Наговицын предложил провести эксперимент по введению кругового движения в Улан-Удэ. Вместо светофоров на перекрестке установили тумбы, которые потом в народе прозвали «тумбами Наговицына». Такая схема движения продержалась всего несколько дней: водители впадали в ступор, никто не знал, как и куда ехать. Потом все-таки вместо тумб установили светофоры. «Губернатор не избирался народом, а дважды был назначен Москвой, — говорит оппозиционный политик Игорь Бобков. — И у меня создалось ощущение, что все это время он будто находился на вершине айсберга. А то, что находилось в подводной части, — проблемы, противоречия — Наговицын не видел».
Пришел: Алексей Цыденов, 40 лет, бывший замминистра транспорта РФ.
Рязанская область
Ушел: Олег Ковалев, 68 лет (9 лет губернаторства).
Люди говорят: Заведомо провокационные сообщения. Благодаря местным автомобильным сообществам и интернету страна узнала, что в Рязанской области наносили разметку после ямочного ремонта дорог прямо по лужам. Олег Ковалев распорядился, чтобы ФСБ и МВД проверили не только факты разгильдяйства при дорожном строительстве, но и провокационные сообщения. Есенинец. Президенту Путину пришлось вмешаться в дела области, когда местные журналисты на форуме ОНФ стали возмущаться планами застройки заповедника Константиново — родины Есенина.
Пришел: Николай Любимов, 45 лет, соавтор «калужского экономического чуда», депутат Госдумы.