Классика на позитиве
В последнее время прихожу к мысли, что появилась такая разновидность терроризма, как звуковой терроризм. Его роль недооценивают, хотя воздействие колоссальное. В ресторанах, в магазинах, на улице — везде идет такой шум, что назвать это музыкой невозможно. У этого фона есть свое название — muzak (фоновая музыка для рекламы, универмагов, лифтов) и характерные черты: однообразный ритм и отсутствие ясной, прослеживаемой мелодии. Не понимаю, зачем ведется такая атака против людей, настоящая звуковая война.
Становится скучно, когда все примерно в одном ключе, когда слушаешь вроде бы разное, но по сути одно и то же. Слушатели устали от попсы и заезженной музыки, поэтому они обращаются к классике или так называемой новой классике. Произведения, которые сейчас принято относить к этому направлению, создают последователи известного итальянского композитора Людовика Эйнауди, только они немного видоизменяют его приемы. Вообще новая классика — очень противоречивое понятие: как можно считать «классикой» то, что написано несколько лет назад?.. Скорее, это современный романтизм.
Истинность музыки, по-моему, определяется тем, что она рождает у человека внутри гармонию и гармонизирует пространство. Поэтому в своей музыке, даже в минорных произведениях, я стараюсь показывать людям выходы. Она несложная, зато всем понятно, какие чувства я хочу передать мелодией.
Современную инструментальную музыку, которая пишется скорее «от ума», чем от души, называют академической. Она чаще получает призвание в профессиональных кругах и реже — среди обычных людей. Бывает так, что человек буквально сидит с карандашом и рассчитывает длительности в соответствии с какими-то канонами… Все хотят быть новаторами. За счет чего, они думают, достигается новаторство? Перевернуть все с ног на голову и придумать музыкальный акробатический трюк. Современная академическая музыка вся построена на диссонансах, созвучность гармоний считают чуть ли не отжившим явлением. А по-моему, истинное новаторство — написать так, чтобы человек вобрал в себя звуки и достиг катарсиса. Новое — это не новые гармонии, а новые смыслы.
Дивна Любоевич,
In search of Divine light, 2014
Дивна Любоевич — самый молодой дирижер старейшего сербского хора и одна из немногих вокалисток, владеющих техникой обертонного пения. In search of Divine light — последний альбом певицы, в который вошли образцы византийских, сербских, болгарских и русских распевов.
Светлана Ралдугина: Очень стильно. Манеру Дивны в исполнении духовных песнопений сложно кому-то повторить.
Richard Clayderman
Romantique, 2013
Ричард Клайдерман — французский пианист, популяризатор инструментальной музыки. Он прославился после того, как аранжировал «Балладу для Аделины» Поля де Сенневиля, которую потом сыграл на концертах более 8000 раз. В Romantique пианист соединил классическую музыку с современной и поместил аранжировку «Танца рыцарей» рядом с инструментальной версией поп-хита Someone like you Adele.
Светлана Ралдугина: С этим пианистом связаны одни из первых детских музыкальных воспоминаний. Я услышала его записи в пять лет и стала на слух подбирать мелодии классической и эстрадной музыки уже в его аранжировке.
Вальтер Гизекинг
Debussy: Piano Works, 2004
Критики писали, что надпись «частная собственность Гизекинга» на нотах Дебюсси скорее всего не вызвала бы ни у кого вопросов — настолько естественным кажется его исполнение французских импрессионистов. Спустя почти 50 лет после смерти пианиста его самые известные интерпретации пьес Дебюсси собрали в один альбом.
Светлана Ралдугина: Часть сюиты «Лунный свет» в исполнении Гизекинга — одна из самых обаятельных, нежных и хрупких музыкальных картин, когда-либо созданных. Мир Дебюсси — это воздушность и неосязаемость.
Светлана Ралдугина
Восхождение, 2016
Композитор Светлана Ралдугина — российская представительница «новой классики». Авторские произведения пианистки получили известность после того, как прозвучали на радио классической музыки и были исполнены на светомузыкальном концерте в «Доме Скрябина».
Светлана Ралдугина: Это мой первый сольный альбом инструментальной музыки. Я решила собрать в нем композиции, которые теплее всего встречают зрители на концертах.