Как Facebook помог Трампу
— Все началось с бизнеса, — рассказывает Роговский. — В современной экономике информация — это не только товар, но и мощнейший метод конкуренции. За каждым человеком тянется шлейф: что любит, чем болел, какие скелеты в шкафу. Чем больше такой информации я знаю о своем торговом пратнере, тем больше будет так называемая информационная асимметрия нашей сделки и тем выгоднее она для меня будет. Это сегодня использует реклама — она стала активной, агрессивной, она знает, как к вам подъехать. Вот вы просто ко мне пришли, а могли бы такое обо мне в сетях узнать, что я просто вынужден был бы вас любить.
Но все это было и в «досетевую» эпоху.
Конечно. Вот, скажем, коммунальная квартира — там же все про всех всегда знали. И это было очень ценным ресурсом. Но с появлением интернета возможности получить информацию о человеке резко возросли. Несколько десятков ваших лайков в Facebook — и я вас знаю. Лайки, список ваших контактов, ваши вопросы в Google — это огромное количество данных, человек не в состоянии столько осмыслить. Их анализирует программа, и результат ее работы сегодня можно купить и использовать в своих целях — что бизнес как раз и делает.
А дальше технология пошла в политику?
Трамп и его команда одними из первых это успешно сделали. Раньше основным инструментом агитации была массовая пропаганда. Реклама, телевидение, билборды — вот на что тратили огромные деньги. На это делали ставку Обама в прошлые избирательные кампании, Клинтон — в эту. В США демократы были уверены, что раз у них в руках отлаженная пропагандистская машина, то они, безусловно, победят. Но вдруг оказывается, что это не так.
Главной задачей команды Трампа стал тщательный анализ избирательного контингента. Поиск сомневающихся и индивидуальная работа с ними. Как ведет себя политик, который хочет вас побудить голосовать за него? Он хочет вам понравиться. Нужно понять, на что вы реагируете. Если я люблю футбол и вы тоже любите футбол — понравиться уже легче. Или мы живем в одном районе, или у нас общие знакомые — для разных людей будет разное. Добыть такую информацию о конкретном избирателе позволили технологии так называемого микротаргетирования в Facebook. Они ставят крест на массовой пропаганде. Теперь будут транслировать не один единственный месседж для всех избирателей, а работать индивидуально с каждым — говорить ему то, что он хочет услышать.
Выборы теряют смысл?
Но как же понять, за кем правда? Правда здесь не имеет никакого значения. Люди голосуют за того, кто им понравился, кто сказал то, что они хотели услышать. Главное — придумать способ, как им понравиться.
Тогда выборы теряют смысл.
Есть еще одна важная угроза: мы постепенно приходим к тому, что не будет никакой тайны выборов. А что такое выборы не тайные, а открытые? Помните социализм и «выборы» в Советском Союзе? Это имитация, ведь тайна выборов — основа демократии.
А теперь вы сообщаете о своем выборе в экзитполах, пишете о нем в соцсетях, люди приходят на выборы уже зная, как голосовали в этот день до них… И если можно до выборов с высокой вероятностью вычислить по вашей активности в интернете, за кого вы проголосуете, это лишает выборы всякого смысла. Вот и получается, что информационная уязвимость каждого отдельного гражданина становится опасной для общества в целом.
И никто ведь ничего не взламывает — мы сами даем всю информацию.
Да, нужен лишь специалист или программа, умеющая анализировать открытые данные, это чистая наука. Мы же сами все загрузили, сами лайкали и заводили «френдов» (скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты). А ведь сейчас еще бурно развивается интернет вещей.
Что это означает в данном контексте? Больше источников информации. Даже унитаз на вас стучать сможет. Еще раз подчеркну, речь не только о вашей личной уязвимости — меняется общество, в котором вы живете.
К чему это приведет?
У меня есть предположение: люди начнут врать и научатся делать это все более искусно.
А государства и корпорации в свою очередь будут развивать технологии различения лжи и правды. В следующую кампанию Трампу уже не удастся так в лоб использовать эти методы: люди будут лучше понимать, что происходит.
Насколько все это касается России?
При огромном политическом преимуществе Путина, что есть сейчас, технологии, подобные микротаргетингу, у нас в политике не востребованы. В сфере подобных технологий государства вообще часто отстают от бизнеса. А ведь эти методы можно рассматривать и как методы разведки, как методы поиска уязвимых мест противника.